Источником словосочетания «Американская мечта» считается исторический трактат Джеймса Адамса, озаглавленный «Эпика Америки» (англ. The Epic of America, 1931):
Джеймс Труслоу Адамс проследил трансформацию «американской идеи» с момента основания Нового Света. Американская идея изначально была идеей религиозной. Английские протестанты, прибывшие в 1620 году на новый континент, не мечтали о богатстве, их целью было построение Царства Божьего на земле, где человек направит все силы на расцвет своего духа. В глазах первых переселенцев, Отцов-Пиллигримов, пуритан, в Старом Свете не было места для Царства Божьего, католическая Европа, живущая низменными страстями, предала идеи истинного христианства, духовная жизнь в ней угасала и она была обречена также, как когда-то Содом и Гоморра.
Понятие американской мечты часто связывают с эмигрантами, прибывшими в Америку в поисках лучшей жизни.
Наиболее часто употребляется для обозначения высокого жизненного стандарта (собственный дом, высокооплачиваемая работа) , славы, перехода в более высокий социальный класс, но может также указывать на интеллектуально полноценную жизнь. Подчеркивают, что американская мечта базируется на свободе личности и свободном предпринимательстве. Понятие американской мечты тесно связано с понятием «self-made man», то есть человека который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни. В мире имеется версия, что американская мечта — это сидеть в кинотеатре, есть попкорн и гамбургеры и пить колу. Понятие американской мечты часто связывают с эмигрантами, прибывшими в Америку в поисках лучшей жизни.
Американская мечта это мечта о богатстве.
Но почему нет французской, итальянской, русской мечты?
В европейских странах мечта о богатстве также существовала, но она включалась в широкий спектр представлений о полноценном существовании, была растворена в общей культуре кастового общества, где, для подавляющего большинства мечта о богатстве было беспредметной фантазией. В США, стране индивидуального предпринимательства, богатство стало достижимо для миллионов, мечта, перестав быть абстракцией, превратилась в жизненную цель и эпицентр общественных интересов.
Алексис Токвиль, французский юрист, побывавший в США в начале 30-ых годов 19-го века, увидел в американской экономической демократии огромные преимущества перед европейской авторитарной системой, но отмечал ее специфику, поражавшую многих европейцев , -«Страсть американцев к приобретению богатств превзошла обыкновенные пределы человеческой алчности. »