Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты
Лидеры категории
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И. М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine Y.Nine
Искусственный Интеллект
king71alex Куклин Андрей Gentleman Dmitriy •••

методы изучения личности учащихся

Наталия Кулдошина Ученик (96), закрыт 14 лет назад
Лучший ответ
Playboy X Мастер (1516) 14 лет назад
Изучение личности учащегося — это изучение его личных качеств, специально вызванных изменением условий, цели или способа выполнения им какой-либо деятельности. Эксперимент может проводиться и в лаборатории, и в естественных условиях трудовой деятельности. Лабораторный эксперимент, имеющий целью изучить психологические особенности какого-либо вида трудовой деятельности или личности учащегося, строится по принципу психологического моделирования деятельности. Модель — это искусственно созданное упрощенное подобие изучаемого явления, в котором основные для изучения элементы его структуры сохранены или даже усилены, а остальные могут отсутствовать. Моделирование применяется и в естественном эксперименте.
Естественный эксперимент, проводимый непосредственно в классе или аудитории, в учебной мастерской, в цехе, — наиболее доступный для каждого преподавателя метод. Еще не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, возможности точно дозировать и варьировать влияние изучаемых факторов, устранять мешающие факторы, создавать условия, обеспечивающие обоснованное сравнение результатов деятельности. Современная техника создает возможность перенести положительные стороны лабораторного эксперимента в естественные условия.
В естественном эксперименте отсутствует главный и весьма принципиальный недостаток лабораторного эксперимента — изменение отношения исследуемого к своей деятельности, колеблющееся в широких пределах — от повышенной настороженности до несерьезности (здесь уместно познакомиться с темой «Методы психологии труда») .
В изучении личности учащегося широкое применение находит формирующий эксперимент, проводимый путем индивидуального или группового экспериментального обучения или воспитания.
Наиболее практически эффективен и доступен педагогам метод обобщения независимых характеристик, заключающийся в сборе и обобщении «жизненных показателей» , собираемых в различных видах деятельности характеризуемой личности.. .
Характеристика — это не только (а точнее, не столько) то, что написано о человеке, а то, что о нем известно и может быть сказано.
Обобщающий независимые характеристики, данные разными людьми, обязательно должен сопоставить и обобщить полученные сведения. Сопоставление и обобщение — основная сущность этого метода изучения личности. В обобщенной характеристике каждая.
учитываемая черта может оцениваться условным баллом по методу полярных баллов (см. приложения 1 и 2):
5 — названная черта личности развита очень хорошо, ярко выражена и проявляется часто и в различных видах деятельности как черта характера
4 — заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
3— названная и противоположная ей черта личности выражены нерезко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются нечасто;
2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная черта личности;
1 — противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;
0 — нет сведений для оценки данной черты.
По динамике каждая черта личности может определяться одним из трех баллов или знаков:
3 — раньше была менее свойственна, теперь более развивается, улучшается, знак <;
2 — данных об изменении нет, знак =;
1 — раньше была более свойственна, теперь ослабевает, ухудшается, развивается в противоположном направлении, знак >.
Проверка усвоения основных методов психологии:
1. За проявлением каких качеств личности учащегося следует наблюдать?
2. Как следует наблюдать за деятельностью учащегося?
3. Что позволяет выявлять беседа с учащимся?
4. Что называется психологическим экспериментом и какие его виды различают?
5. В чем сущность метода обобщения независимых характеристик?
6. Как применяется метод полярных баллов в обобщенной характеристике?
Источник: Этапы психологических исследований
Остальные ответы
Похожие вопросы