Левитан, Исаак Ильич. Осенний день. Сокольники. 1879.
Холст, масло. 63,5 х 50
Государственная Третьяковская галерея, Москва
C «Осеннего дня» начинаются творческие искания И. И. Левитана, который приведут его к пейзажу, получившему впоследствии название «пейзажа настроения» . Уже в эту раннюю картину художник сумел вложить личные эмоции и свои грустные лирические интонации. По длинной осенней аллее, усыпанной жухлыми листьями, бредет одинокая женщина, и по ее походке, фигуре, опущенному взгляду можно догадаться о ее нерадостном настроении, ущемленности, печали. Приглушенный, сумрачный колорит сентября звучит в унисон ее состоянию.
Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек (написанный к тому же товарищем по Училищу живописи Николаем Чеховым) . Люди уйдут из левитановских пейзажей, останется одна щемящая грусть. Людей заменили дождливые закаты, сумеречные стога, торные большаки, пурпурные и медные купы деревьев, продуваемые промозглым ветром.
Лето и осень 1879 года, когда писалась картина, художник вспоминал как самое трудное время в своей жизни. А жизнь у него никогда не была легкой. После покушения народовольцев на Александра II вышел высочайший указ, запрещавший пребывание евреев в «исконной православной столице» . Исаак Левитан, внук раввина из местечка Кибарты Ковенской губернии, был выселен полицией из Москвы в дачную Салтыковку.
Девятнадцатилетний юноша — нищий, голодный, бездомный — с упорством стоика или маньяка писал ностальгические подмосковные этюды. Он проходил все лето босиком в протертом пиджаке, из рукавов которого высовывались длинные руки, вечно перемазанные краской. И увидел в Сокольниках пейзаж, печальный как его собственная жизнь.
В тот сентябрь Исаак Левитан написал свою первую серьезную картину — «Осенний день» . Через год богатый меценат-собиратель Павел Третьяков увидит ее на ученической выставке и купит у горемычного художника. Это станет еще одним началом — преддверием признания великого пейзажиста.