Zima
Мыслитель
(5855)
15 лет назад
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/21.php
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. Теории личности. Основные периоды развития психологии личности. Проблема личности в трудах античных философов. Исследования проблем личности в XIX в. (клинический период). Классификация теорий личности Р. С. Немова.
Экспериментальные теории личности.
Теории личности фрейдизма и неофрейдизма (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорпи, Г. С. Салливан).
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, ..
Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер.
Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах та-ких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую и акцентуированную личность. Такое определение са-мо по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. В том, что такое определение для целостного описания психологи нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях всегда положительны, "нормальны". Это, например, способности, порядочность, совесть, чест-ность и ряд других личностных свойств.
Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существен-ные успехи. Он совпал по времени с общим признаком психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии, того времени в объяснении целостных поведенческих актов.
Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов, он привел к тому, что человек оказался предоставленным со-вокупностью отдельных психических функций, из суммы которых труд-но было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. В то время уже широко применялись эксперименты и аппарат математической статистики.
Новая область знаний - психология личность - в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собран-ных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих научный экспе-римент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления. Экспериментальные исследования лич-ности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом - Г.Айзенком и Р.Коттелом А.Ф.Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру про-ведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности.
Г. Олепорт заложил основы новой теории личности, получившей название "теория черт", а К.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айденко, придал исследованиям личности, проводимым в рамках те-ории черт, экспериментальный характер. Он ввел процедуру экспери-ментального исследования личности метод факторного анализа выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт лич-ности. Он же заложил основы современной текстологии личности разра-ботав один из первых личностных тестов, названный его именем(1в фак-торный тест Коттело).
Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности.
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анали-зе и обобщении собранных опытным путем факторов. К не экспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечат-ления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.