Чем сверкает целостная картина мира ?
Картина мира – совокупность знаний, которые протекают в природе и обществе, в самом человеке.
У каждой картины мира есть свой смысловой центр, вокруг которого располагаются компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.
Разные картины мира описываются на различных культурных языках. , важнейшей ее составной частью должно быть положение в мире человека, происхождение и перспективы человечества, возможности человека как рода, ценности и цели.
В структуру КМ можно выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) – представлен знаниями, понятиями и категориями, законами и принципами, и чувственно-образный (обыденно-практический) – совокупностью обыденных знаний, наглядными представлениями о мире, опытом.
Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.
В качестве основных структурных элементов ФКМ можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке.
В рамках ФКМ сформировались две модели бытия:
1) нерелигиозная ФКМ, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;
2) религиозно-философская КМ как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.
Естественно-научная картина мира представляет собой совокупность знаний, существующих в форме понятий, принципов и законов, дающая целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека.
Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.
Основные элементы НКМ: научные знания о природе, научные знания об обществе, научные знания о человеке и его мышления.
Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя КМ, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах.
Но общим положением для всех РКМ является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях –заблуждениях и религиозной вере.
Центром любой религиозной картины мира является образ Боги или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.
В 20 в. в связи с изменением научных знаний механистическая картина мира полностью развалилась, а на смену ей долгое время ничего не приходило. Следовательно, на первом плане оказалась философская картина мира.
20 век выбирает между позитивизмом и диалектическим материализмом.
Во второй половине 20 в. сложилась кибернетическая картина мира, в которой мир представляется как взаимодействие управляющих и управляемых систем. Распространению кибернетической картины мира способствовали общественные процессы.
Появление теории Ильи Пригожина о самоорганизующих системах привело к формированию новой картины мира – синергетической. Ее суть заключается в том, что сложные системы имеют тенденции к самоорганизации.
На данный момент одновременно сосуществует множество различных картин мира. Кроме того, возникают понятийные проблемы – большое количество информации в образах, мы приписываем им определенный смысл, иногда различный. Вероятно, в ближайшем будущем появятся новые картины мира.

Лучиком солнца в капле росы...
три кита на костях