Не может быть света без тьмы, без верха не может быть низа, без правой стороны нет левой, без жары не может быть холода
Философская категория инь и ян означает, что любое единое целое, как предмет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга. Каждая из них имеет свои характеристики и свойства.
http://www.edengarden.ru/pics/in-yan/3.png Изначально китайские мыслители всё, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, относили к инъ,
а все, что движется, устремляется вверх, что ясно, активно, светло, горячо, сильно и тому подобное, — к ян.
Небо соответствует ян,
а земля — инь;
вода есть инь,
а огонь — ян.
Инь-характер имеют луна, земля, женский, слабый, холодный, мягкий, темный, тяжелый, низкий, малый, короткий, печальный, внутренний, худой и т. д.
Ян-характер имеют солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твердый, светлый, легкий, высокий, большой, длинный, радостный, внешний, полный и т. д.
Действие начал инъ — ян заключается в следующем:
каждое из них стремится подавить другое;
оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращаться (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба начала — в инь есть ян, в ян есть инь;
борьба и взаимное превращение инъ и ян являются источником любого движения, развития, изменения и преобразования;
нарушение гармонии и равновесия между инь и ян ведет к нарушению всякого движения и развития;
ян превращается в ци (функцию) , инь образует форму (структуру) .
Инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одно начало преобладает, то возникает недостаток другого, и наоборот. Инь борется внутри, а ян вызывает тревогу снаружи, поэтому возникают явления пустоты и наполнения; при этом инъ и ян сменяют друг друга.
Ян является верхом, а инъ — низом (без верха не может быть низа, и наоборот) ;
левая сторона тела — это ян, правая — инъ (без правой стороны нет левой, и наоборот) ; жара соответствует ян, а холод инь (без жары не может быть холода, и наоборот) ; переполнение (избыток) соответствует ян, опорожнение (недостаток) — инъ (без переполнения нет опорожнения, и наоборот) .