Н....
Высший разум
(1331671)
7 лет назад
● Реакция на столь долгожданное событие была неоднозначной. Крестьяне, мечтавшие о полной свободе, были не удовлетворены переходным периодом. Местами прошли крестьянские волнения, а к концу 1861 года в империи активизировалось революционное движение.
Внутрихозяйственные отношения России не были готовы к такой реформе.
● Вот причины, по которым крестьяне отрицательно восприняли реформу 19 февраля 1861 года:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-крестьяне чаще всего не понимали текст, а объясняли его приходские священники не всегда доходчиво (не факт, что они сами до конца его поняли);
-крестьян возмущала необходимость выполнять повинности даже после объявление воли;
-негативно воспринимались отрезки земли в пользу помещиков (земля от воли в сознании крестьян была неотделима);
-усугубило положение то, что в собственности помещиков оставались все водопои, леса и луга;
-свою роль сыграла и вера в доброго царя, из-за которой у крестьян были несбыточные, обманутые в итоге надежды на справедливость.
http://www.be5.biz/istoriia/otmena_krepostnogo_prava_1861.html
Яша Палинин
Профи
(806)
14 лет назад
Отмена крепостного права при царе Александре Втором в 1861 году явилась замечательным шагом на пути к прогрессу, хотя у этого социального акта имелись и свои минусы. Крестьянин стал свободным человеком, получил во владение участок земли. Минусы же заключались в том, что земледелец получал, как правило, не всю землю, которую обрабатывал до реформы 1861 года, и, кроме того, должен был довольно долго выплачивать выкуп за полученный надел.
Наиболее образованные подданные царя давно пришли к мнению, что отмена крепостного права является насущной необходимостью для страны, иначе та впадет в застой. Позорное поражение в Крымской войне выдвигалось ими как доказательство, что они были правы в своей оценке крепостных порядков. Но реформа 1861 года, подготовленная верхами, пытавшимися избежать революционных изменений в существующем обществе, учитывала интересы не только крестьянина, но и помещика. Поэтому крестьяне очень долго чувствовали себя обделенными ею и продолжали считать землю, оставленную царем их бывшим владельцам, своей собственностью по праву.
Но все же крестьяне многое выиграли в результате реформы, и они знали это. Вот цифры, приведенные недавно одним советским ученым: в 1859–1863 гг. было зарегистрировано 3579 крестьянских бунтов, а в 1878–1882 гг. – всего 136. Разве это не доказывает, что у освобожденного крестьянина стало намного меньше поводов для недовольства жизнью, чем иногда считается?[1]
Но справедливости ради признаем, что выкупные платежи были непомерно большими (хотя как раз западных областей, в том числе правобережной Украины, в силу особенностей тамошней исторической ситуации, это обстоятельство не коснулось), и они лежали тяжелым бременем на крестьянстве. Более того, начавшийся после освобождения бурный демографический рост крестьянского населения повлек за собой уменьшение размеров крестьянских наделов (в черноземных районах страны они уменьшились примерно на четверть). Накапливались недоимки. Наконец, правительство, хотя и с запозданием, отреагировало на эту ситуацию, и после ряда указов недоимки, а потом и самые выкупные платежи были сначала сокращены, а впоследствии вовсе отменены.
Выше упоминался демографический рост: между 1860–1897 гг. крестьянское население европейской части империи увеличилось с 57 до 79 миллионов человек, и тогда-то стала чувствоваться в стране нехватка сельскохозяйственных земель. Отметим, однако, что в 1877 году, например, средний крестьянский надел в России составлял около 35 с половиной акров, то есть примерно 16 га на хозяйство, а – для сравнения – во Франции в том же году средний размер всех хозяйств, как крестьянских, так и помещичьих, составлял менее 9 акров, то есть примерно 3,6 га. При этом три четверти земельных наделов во Франции, то есть участки подавляющего большинства французских крестьян, не превышали в это время 5 акров – чуть больше 2 га. Так что даже если принять справедливые поправки на лучшие климатические и природные условия во Франции, все равно получается, что по сравнению с европейскими достижениями русский крестьянин тогда не умел эффективно использовать даже ту землю, что у него уже имелась.
Но это, так сказать, относительные по отношению к Европе показатели. В абсолютных же цифрах был заметен впечатляющий рост именно в эффективности сельского хозяйства по сравнению с крепостным периодом: в 1861–1870 гг, (когда действовал еще полукрепостнический, так называемый «временно-обязанный» порядок) объем сельскохозяйственной продукции, собираемый с акра крестьянского надела (акр равен примерно 0,405 га), составлял 387 фунтов, то есть примерно 175 кг. Через четверть века, в 1896–1900 гг., он увеличился до 520 фунтов (236 кг), то есть более чем на треть. Кроме того, сам факт формального уменьшения надела не полностью отражал реальную экономическую ситуацию, поскольку, помимо собственного надела, средний крестьянин, как правило, еще арендовал землю – примерно один акр арендованной земли шел в добавку к шести, находившимся в его законном владении. Час
Екатерина Зорина
Профи
(758)
5 лет назад
1. Повинности крестьян в пользу помещиков или государства выросли.
2. Средний размер
крестьянского надела уменьшился.
3. Возникла проблема так
называемых “отрезков” - участков земли, которую отрезАли от земли,
находившейся до 1861 года в пользовании крестьян, участок крестьянской земли был
больше нормы, установленной законом. Отрезки принадлежали помещикам. Помещики
отрезАли землю так, чтобы крестьяне были вынуждены арендовать её (например,
проехать к крестьянскому полю, к реке, к лесу можно было только через
“отрезок”)