Top.Mail.Ru
Ответы

Чем прославился Машков И. И. ПОМОГИТЕ ПЛИЗ

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
14лет

МАШКОВ, ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ (1881–1944), русский художник, один из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета» .

Родился в станице Михайловская (ныне в Волгоградской области) 17 (29) июля 1881 в крестьянской семье. В юные годы работал сидельцем в лавках. Приехав в Москву, с 1900 посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были К. А. Коровин и В. А. Серов. В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. В студенческие годы много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Был членом объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет» . Жил в Москве, порою (особенно часто в 1930-е годы) наезжая в родную станицу.

Уже в ранних произведениях Машкова проявилось его замечательное умение строить форму цветом – плотным, сильным, выразительно раскрывающим материальную плоть мира. В отличие от ряда других «бубновалетцев» , влияния западного авангарда влекли его не столько к кубизму с его сдержанными тональностями, а к фовизму. Фовистская красочная стихия господствует в его портретах конца 1900 – начала 1910-х годов (Мальчик в расписной рубашке, 1909; Дама с фазанами (Ф. Я. Гессе) , 1911; оба – в Русском музее) , порой сочетаясь с чувством гордого самоутверждения (Автопортрет с П. П. Кончаловским, 1910, частное собрание, Петербург; на картине художники представлены в виде музицирующих атлетов-борцов) . Яркой, но в то же время и конструктивно-четкой декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса, 1910–1911, Русский музей) . Художник охотно использует приемы примитива и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов) , благодаря чему смысловые планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе кажутся не менее «живыми» , чем сама дама.

Игровое, отчасти «протофутуристическое» начало, присущее раннему творчеству Машкова, с годами стихает. Примкнув в 1924 к традиционалистам АХРР, он придает своим композициям более академичный, классически уравновешенный вид. Известные его «парадные натюрморты» со «снедью московской» – Хлебы и Мясо и дичь (оба – 1924, Третьяковская галерея) – воспринимались как красочные символы сравнительного благополучия и сытости, наступивших в годы нэпа. Плодотворно работал как живописец и позже, вместе с тем с годами как бы отступая в тень официально-выставочной жизни. Прославился и как педагог, завел свою школу-студию уже в 1902; преподавал в ней, а в 1918–1930 – во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) .

Умер Машков в Москве 20 марта 1944.

Источник: <noindex><a rel="nofollow" href="http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/MASHKOV_ILYA_IVANOVICH.html" target="_blank">http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/MASHKOV_ILYA_IVANOVICH.html</a></noindex>