Ирина Робертовна Махракова
Высший разум
(3921411)
14 лет назад
Пользуясь случаем, повторю ответ и кое-что добавлю.
Роль эпизодических и внесценических персонажей в любой пьесе достаточно велика.
Из внесценических персонажей "Грозы" назову жену Дикого и его домочадцев (мы даже не знаем, сколько их, слышим только, как Борис передаёт слова дядюшки: "У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен! ") и сестру Бориса - племянницу Дикого, а также покойную бабушку Бориса Анфису Михайловну и его родителей.
Ясно, что покойные члены семьи Бориса нужны Островскому для того, чтобы познакомить читателей и зрителей и его историей, рассказать о том, как, где, в каких условиях воспитывались Борис и его сестра.
Роль жены Дикого и сестры Бориса иная.
В "Грозе" мы ни разу не видим жену Дикого, но слышим, как тяжело ей живётся, как крут Дикой со своими домочадцами. Борис говорит о том, что тётка с утра умоляет всех, чтобы никто не рассердил её мужа. (Борис. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: "Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите! ") Таким образом Островский подчёркивает самодурство Дикого, его привычку вымещать зло на домашних, отсутствие взаимопонимания и любви в купеческих семьях "тёмного царства". Мы убеждаемся в справедливости слов Кулигина о том, что в городке Калинове царят "жестокие нравы".
О самодурстве Дикого свидетельствует и плачевная судьба сестры Бориса - ей, оставшейся по воле дядюшки без приданного, не позавидуешь. Какова судьба таких девушек, Островский показал нам в другой пьесе - в "Бесприданнице".
Среди эпизодических лиц - Шапкин, сумасшедшая барыня, Феклуша, Глаша.
Шапкин нужен Островскому, чтобы показать "общественное мнение": в начале драмы он, Кулигин и Кудряш говорят о нравах, царящих в городе, как бы подготавливая читателя и зрителя к тем трагическим событиям, которые вскоре здесь развернутся.
Появление на сцене сумасшедшей барыни, грозящая геенной огненной, усугубляет страх Катерины перед грехом, перед грозой, становится предвестницей трагической развязки.
Интересен и образ странницы Феклуши, которая становится "источником знаний" калиновцев о мире. Их вера в россказни Феклуши о странах, где правят "салтан Махнут турецкий" и "салтан Махнут персидский", которые творят суд неправедный, о "земля, где все люди с песьими головами", - яркое свидетельство царящего в Калинове невежества, а девушка Глаша, раскрыв рот слушающая Феклушу и ни на йоту не сомневающаяся в правдивости её рассказа, становится своеобразным символом этого невежества.
Добавлю, что в 4-м действии появляется ещё несколько эпизодических персонажей: несколько гуляющих обоего пола, среди них драматуг выделяет 1-го и 2-го, оставляя их безымянными, что тоже не лишено смысла: город Калинов хоть и небольшой, но не только Дикие и Кабановы в нём живут. Кроме того, диалог между 1-м и 2-м весьма показателен. Этот диалог мы слышим в "узкой галерее со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки, за арками - берег и вид на Волгу". О чём диалог? О том, что гроза собирается, о том, что на стенах постройки ещё видно изображение геенны огненной. Если бы не этот диалог, трудно было бы понять, чего так пугается Катерина, что заставляет её всенародно покаяться в грехе. А вскоре на Волге, которая видна из галереи, действие драмы завершится трагическим финалом, что, кстати, тоже произойдёт за сценой.
какую роль в пьесе играют эпизодические и вне сценические персонажи
очень нужна ваша помочь, пожалуйста помогите!