«Морской бой» — игра для двух участников, в которой игроки по очереди называют координаты на неизвестной им карте соперника. Если у соперника по этим координатам имеется корабль (координаты заняты) , то корабль или его часть «топится» , а попавший получает право сделать ещё один ход. Цель игрока — первым поразить все корабли противника. Правила размещения кораблей (флота)
Игровое поле — квадрат 10×10 каждого игрока, на котором размещается флот кораблей.
Горизонтали обычно нумеруются сверху вниз, а вертикали помечаются буквами слева направо. При этом используются буквы русского алфавита от «а» до «к» (буквы «ё» и «й» обычно пропускаются) , либо буквы латинского алфавита от «a» до «l» (пропускается буква «j»). Иногда используется слово «республика» . Поскольку существуют различные варианты задания системы координат, то об этом лучше заранее договориться.
Размещаются:
•1 корабль — ряд из 4 клеток («линкоры» , или «четырёхпалубные» )
•2 корабля — ряд из 3 клеток («крейсеры» , или «трёхпалубные» )
•3 корабля — ряд из 2 клеток («эсминцы» , или «двухпалубные» )
•4 корабля — 1 клетка («подлодки» , или «однопалубные» )
Другой вариант названия: -трубные (напр. двухтрубный) .
При размещении корабли не могут касаться друг друга углами (встречаются, однако, варианты, когда это не запрещается) .
Палубы кораблей надо строить «в линейку» , а не изгибами. Главное: нельзя строить палубы одного корабля по диагонали!
Рядом со «своим» квадратом чертится «чужой» такого же размера, только пустой. Это участок моря, где плавают чужие корабли противника. При попадании в корабль противника — на чужом поле ставится крестик. Попавший стреляет ещё раз. Перед началом боевых действий игроки бросают жребий или договариваются, кто будет ходить первым.
Игрок, выполняющий ход, совершает выстрел — называет вслух координаты клетки, в которой, по его мнению, находится корабль противника, например, «К1!» (нижняя левая клетка) .
1.Если выстрел пришёлся в клетку, не занятую ни одним кораблём противника, то следует ответ «Мимо! » и стрелявший игрок ставит на чужом квадрате в этом месте точку. Право хода переходит к сопернику.
2.Если выстрел пришёлся в клетку, где находится многотрубный корабль (размером больше чем 1 клетка) , то следует ответ «Ранил! » или «Попал!» , кроме одного случая (см. пункт 3). Стрелявший игрок ставит на чужом поле в эту клетку крестик, а его противник ставит крестик на своём поле также в эту клетку. Стрелявший игрок получает право на ещё один выстрел.
3.Если выстрел пришёлся в клетку, где находится однотрубный корабль или последнюю непоражённую клетку многотрубного корабля, то следует ответ «Потоплен! » или «Убит!» . Оба игрока отмечают потопленный корабль на листе. Стрелявший игрок получает право на ещё один выстрел.
Победителем считается тот, кто первым потопит все 10 кораблей противника.