Каков нравственный идеал писателя Солженицына?
каков нравственный идеал писателя Солженицына?
(по повести "Один день Ивана Денисовича" и рассказу "Матрёнин двор")
А. И. Солженицын – писатель, публицист, общественный деятель. Основной темой его творчества является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы – в этом его величие.
Его имя невольно связывается в сознании многих читателей с самым впечатляющим его героем, рязанским крестьянином, бывшим солдатом, лагерным "работягой" с номером "Щ – 854" - Иваном Денисовичем Шуковым из повести "Один день Ивана Денисовича".
Это не только описание одного дня нашей истории, но и повествование о сопротивлении человеческого духа насилию. Большая часть персонажей – подлинные, из жизни взятые натуры. Таковы, например, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Образ главного героя Шукова, по свидетельству автора, сложен из солдата – артиллериста той батареи, которой командовал на фронте Солженицын, и из заключённого №854 Солженицына.
Главным героем Солженицын сделал рядового крестьянина, обыкновенного мужика. Именно такие люди, по мысли писателя, и решают судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Обыкновенная и одновременно необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия.
Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, в процессе работы. Всем своим поведением в лагере герой доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить её свободы.
А. Солженицын показал один, как считает его герой, удачный день: "в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, …стену Шуков клал весело… И не заболел. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. "
Совсем иначе звучит авторская оценка: "Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три". Внешне спокойная, объективная и оттого ещё более страшная оценка.
"Матрёнин двор" повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.
Жизнь крестьянства, его быт и нравы - всё это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нём - сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.
Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрёна. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрёны. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: "однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка". Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме "картови" и "супа картонного", ничего нет. Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает жизнь праведника.
Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.
Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям.