Alexey Khoroshev
Высший разум
(1625871)
12 лет назад
К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина. Тема стихотворения – изменение сознания людей, пробуждение гражданского чувства. Стилистическое новаторство Пушкина состоит в сочетании интонации любовной и гражданской лирики: языком любви ведётся речь о гражданской лирике. Первые 5 стихов как будто о любви, а дальше стихотворение приобретает гражданское звучание. В середине стихотворения гражданский энтузиазм лирического героя сравнивается с томлением влюблённого, а ожидание свободы со свиданием. Композиционно стихотворение можно разделить на 3 части: о прошлом, гражданские чувства лирического героя в данный момент, призыв верить в наступление свободы. Кульминацией стихотворения является сравнение гражданских чувств с любовью и призыв отчизне посвятить «души прекрасные порывы» . В финале та же тема, что и в начале стихотворения – пробуждение ото сна, только связана она с целым народом («Россия вспрянет ото сна») , то есть получает гражданское, социальное звучание. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма перекрестная. Для того, чтобы передать мысли и чувства лирического героя автор использует тему любовной лирики (свидание, томление, упование… ) простые и развёрнутые, эпитеты (власть роковая) , кроме того, Пушкин употребляет ритмические восклицания, инверсии, обращения. Предложения и стихотворные строки часто не совпадают – возникают ритмические паузы, задерживающие внимание слушателя, читателя. Интонация стихотворения меняется от лирической до патетической.
Источник: Литература