123
Гуру
(3734)
13 лет назад
Название «фарисеи» , или перу·ши́м, означало, вероятно, «отделившиеся» . Фарисеи считали себя последователями Моисея. Они создали свой союз, или братство (евр. хаву·ра́х) . Чтобы вступить в него, человек должен был в присутствии трех членов братства торжественно поклясться строго соблюдать левитскую чистоту, избегать тесной связи с ам-ха·а́ретс (неграмотными людьми) и скрупулезно платить десятины. Фарисеи верили в вездесущего Бога. Они рассуждали: так как «Бог был везде, ему можно было поклоняться как в Храме, так и вне Храма, и не надо было взывать к Богу исключительно с жертвами. Поэтому они сделали синагогу местом поклонения, изучения и молитв и подняли ее до таких высот, что синагога заняла центральное и важное место в жизни народа, соперничая с Храмом» («Иудейская энциклопедия» [«Encyclopaedia Judaica»]).
Фарисеи верили как в предопределение, так и в свободу воли. Другими словами, «все предопределено, хотя и дана свобода выбора» . Тем не менее они считали, что грех Адама и Евы был предрешен и что предопределен даже малейший порез на пальце.
Название «саддукеи» произошло, возможно, от имени Садок — так звали первосвященника во дни Соломона (3 Царств 2:35). Саддукеи сформировали консервативную партию, представлявшую интересы храма и священства. В отличие от фарисеев, которые претендовали на власть на основании учености и набожности, саддукеи основывали свое исключительное право на генеалогии и общественном положении. Они противились новшествам фарисеев до разрушения храма в 70 году н. э.
Саддукеи не только отвергали предопределение, но и не принимали никакого учения, которое не было точно упомянуто в Пятикнижии, даже если оно находилось в каком-либо другом месте Слова Бога. Фактически, они «считали добродетелью споры» по таким вопросам.