Возвышенная (на КВАмушке) натура
Гений
(75932)
13 лет назад
Цели, которые перед собой ставили авторы - показать сошествие души в самые глубины ада, её очищение и восхождение к Божественному.
"Божественная комедия начинается" такими словами:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Это аллегорическое описание души, потерявшей чёткие ориентиры в жизни, запутавшейся в ежедневном несовпадении должного, нужного и реального. Ведомый Вергилием, герой проходит все круги ада и чистилища, а затем вместе с Беатриче попадает в рай.
Всё это очень интересно, но какое отношение оно имеет к "Мёртвым душам" Н. В. Гоголя? Писатель задумывал "Мёртвые души" как трёхчастное произведение, построенное по аналогии с "Божественной комедией": в первом томе - порок и низость (ад) , во втором - трудное очищение от греха, а третий - торжество возродившегося христианина Павла Ивановича Чичикова, воплотившего лучшие качества человека.. . Ну то есть хотелось Гоголю такую замечательную историю написать. Тем более, что работа над произведением проходила частично в Италии - на родине Данте.
К сожалению, конфликт между должным, нужным и реальным со времён Данте так и не разрешён: Гоголю было нужно написать историю возрождения души, он должен был воплотить её в конкретный текст, но на пути от фантазий к реальности дело застряло навеки в силу своей невыполнимости. Второй том хоть и был написан, но сожжён (уцелели лишь отрывки) , а третьего тома никогда не было.. .
Проблема Гоголя в какой-то мере является и проблемой Данте, вернее, читателей "Божественной комедии". Многократно доводилось сталкиваться со мнением, что "Ад" ещё интересно читать, "Чистилище" идёт со скрипом, а вот "Рай"... Оно и понятно: Данте отправил в ад всех своих личных врагов - отсюда и красочность в описании их адских страданий, обаяние порока в искусстве хорошо известно не только знатокам Данте, но и поклонникам мультфильма "Ну, погоди", а торжество загробного коммунизма с этикеткой "Рай" выглядит ещё менее достоверно, чем в трудах классиков марксизма, хотя уж они точно стихов не писали, а всё больше цифрами увлекались, полагая, что у них дебет с кредитом сошёлся...