Анализ стихотворения Толстого "меня во мраке и в пыли", не могу ничего придумать, помогите пожалуйста.
Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любовьи крылья вознесли
В отчизну пламени и слова;
И просветлел мой темный взор,
И стал мне видим мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор
С любовью в темных недрах бьется,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струей подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что все рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
Все начинается с любви.. .
Твердят:
"Вначале
было
слово... "
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Стихотворение написано в 1851 Алексеем Константиновичем Толстым.
В нем автор говорит о любви как о главном источнике энергии Мироздания, божественного дара, преображающего человека, главной силе Вездесущего, без которой ничего бы не существовало в природе.
Лирический герой в какой-то момент, проникшись любовью, воодушевляется красотой природы. его темный взор просветлел. И взирая новыми очами, он видит мир с другой стороны. Герой понимает, что всё живое, сотворённое Богом, всегда должно жить в потоке любви и в гармонии с Мирозданием.
Человек будучи физически живым, может быть мертвым духовно, это было до его возражения, когда он не видел красоты и одухотворенности земного бытия. Но любовь к отчизне и Слову оживила его духовный мир и открыла в его сознании понимание истины существования всего живого на земле.
Средства выразительности .
Эпитеты: темный взор, незримый мир, волнующиеся дол, живой сок, струя певучая, каменное сердце гор, вещее сердце.
Метафора. Каждая струя жизни ( организмы) крылья любви вознесли (озарился).
Олицетворение просветлел взор, сок поъемлется, лучи любви льются.
Любовь — центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» обещает избраннице счастливую встречу — воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону «неволи», «земного горя».
В стихотворении, датированном 1851—1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. Специфика лирической ситуации, представленной в тексте, сближает ее с пушкинским «Пророком». В обоих случаях перед читателем разворачивается впечатляющая картина: высшие силы производят фантастическую трансформацию, в ходе которой смертный получает новые удивительные качества. Существенны и различия: в пушкинской версии подчеркивается болезненность загадочной манипуляции, у Толстого все свершается само собой, по воле «любови».
Особенно сильны пушкинские реминисценции в зачине. Лирического героя Толстого томит несвобода. «Мрак» и «пыль» его существования напоминают «пустыню мрачную» отшельника, неожиданно повстречавшего серафима.
Процесс преображения, занимающий у Пушкина основную часть текста, в толстовском произведении совершается мгновенно. Не конкретизируется и персонаж, сумевший осуществить эти изменения. Чудесные результаты мистической операции — тема, на которой сосредоточен лирический субъект.
Какие ощущения испытывает вознесенный «любови крыльями»? Он наделяется удивительно зорким зрением и чутким слухом, поэтому в состоянии созерцать «мир незримый» и понимать то, что «неуловимо» для непосвященных. Герой, озаренный лучами «горней выси», по-новому видит земные долины и может проникать в тайную жизнь природы.
Детали пейзажа, открывшиеся преображенному лирическому «я», ярки и динамичны. В темной глубине горных скал бьется живое «сердце каменное», а под корой дерева бежит невидимая «певучая» струя сока. Стремясь придать эпизоду особую выразительность, автор концентрирует в нем эпитеты, олицетворения и оригинальные метафорические конструкции.
Герой, умудренный сокровенным знанием, осмысливает новый опыт: истинным законом и источником жизни является любовь, рожденная божественными силами. К ней, как к своему единому началу, инстинктивно стремится природа. Право прикоснуться к гармонизующей сути мироздания доступно лучшим из людей — пророкам, обладающим чутким «вещим» сердцем.
Худ. приемы :
1)Архаизмы : Досель, влачившего, незримый, с горней выси, очи, дол, лоно, лия,
2) Инверсия- " Любови крылья вознесли" , " И с горней выси я сошел" , " Проникнут весь её лучами"
3) Метафора- "любови крылья вознесли" , "темный взор" ," сердце каменное гор" (я не все метафоры беру, думаю столько хватит)
4)Эпитеты- " мир незримы"
5) Оксюморон- " и просветлел мой темный взор" , " и стал мне виден мир незримый" (ну на счет этого я сомневаюсь, ну должно быть верно)
Стихотворный размер - на четвертый слог вроде падает, не знаю кароче
Способ рифмовки-перекрестная АВАВ