Леонид Ярошевский
Гений
(92508)
17 лет назад
доминиканцы
Псы Господни
В средневековом и более позднем искусстве собака чаще символизирует добродетель. Собака стала атрибутом Доминика (с горящим светильником в пасти); Маргариты Кротонской (ее атрибут - маленький спаниель); Роха (пилигрима, которому собака в пустыне принесла хлеба). В живописи доминиканской традиции собаки - domini canes (лат. - "псы Господни") - могут изображаться отводящими волны (еретики), накатывающиеся на корабль (вера). Название "доминиканцы" для монашеского ордена переводится с латинского как "псы Господа" и прямо символизирует миссию охраны христианских догм. Собака на цепи - символ гнева Всемогущего, который умеряется лишь на короткий период с тем, чтобы при необходимости обрушиться на грешников. У Шекспира этот символ означает власть предержащую: "Ты не видел разве крестьянских собак, которые лают на нищего, и как иногда тому приходится убегать от злых собак со двора? Вот, глядя на них, ты можешь получить самое лучшее представление о властях. Собаке, когда она на службе, следует подчиняться".
Helga
Мастер
(1022)
17 лет назад
В католическом мире в 13-м веке происходят достаточно серьезные события, которые привели к значительным изменениям и в образе мышления, и в богословии, и в философии. Это связано с тем влиянием, которое оказали идеи арабских мыслителей, прежде всего Аверроэса. Кроме того, в 13-м веке на территории южной Франции и в Испании возникают различные еретические движения — катаров, альбигойцев. Для борьбы с этими ересями организуются монашеские ордена.
Орудием для борьбы с ересью альбигойцев явился орден доминиканцев, основанный неким Домиником Гусманом. По имени Доминика орден и получил свое название. Главной задачей этого ордена являлась борьба с ересями: сначала с ересью альбигойцев, а затем и вообще с ересями. Под влиянием доминиканцев для борьбы с ересями была организована и папская инквизиция. Сами себя доминиканцы иронически называли “псами Господними” (игра слов: domini canes — “псы Господни”).
Ну и еще.
Доминиканцы, или орден братьев проповедников (Ordo fratrum praedicatorum), основан св. Домиником в Тулузе, утверждён папою Гонорием III (в 1216 г. ) и быстро распространился во Франции, Испании и Италии. На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 г. , доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне и в 1425 г. было отменено папой Мартином V. Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 членов — конвентуальный приор. Над этими
начальствующими лицами стоит капитул, т. е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский принадлежали этому ордену. При самом основании своём обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведовал высшей цензурой; папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов, в 45 провинциях (из них 11 вне Европы) , и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генеральных викариев. Позднее доминиканцы бы-
ли оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. Теперь доминиканцы существуют в Италии, Испании, Австрии; миссии их есть в Америке и Ост-Индии. Одежда их состоит из белой рясы, с белым капюшоном; выходя на улицу, они надевают сверху чёрную мантию с чёрным капюшоном. Герб ордена изображает собаку, которая несёт во рту горящий факел (отсюда и название их «Псы Господни») , чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины. (Статья «Доминиканцы» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 – 1907)).
Источник: Лега В. П. История западной философии