Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Как хотели переименовать Архангельск в 20-е годы?

Алевтина Климова Мастер (1412), закрыт 14 лет назад
Лучший ответ
Леонид Ярошевский Гений (92548) 14 лет назад
Архангельск (до 1613 Новохолмогоры) - Город (с 1584) в Российской Федерации, центр Архангельской обл., в устье Сев. Двины. Морской и речной порт. Железнодорожный узел.

Архангельск - производное от архангела. Благозвучное христианское имя осталось за городом вопреки "всем кумачам" и комиссарам, менявшим названия, кажется, любого мало-мальски значимого населенного пункта в соответствии с новыми революционными ценностями. Архангельск тоже хотели переименовать. То в Ломоносовск, то в Сталинпорт. Но почему-то не переименовали. Традиция оказалась сильнее. Поэтому, наверное, логично, что в Архангельске появилась и первая в России заповедная улица деревянного зодчества.
Остальные ответы
Артём Высший разум (115089) 14 лет назад
ВЦИК в 1929 году - не разрешил переименовать Архангельск в Сталинопорт!

19 ноября в утренней радиопередаче АГТРК "Поморье" (точнее, в кратком экскурсе в историю областного центра) прозвучала фраза примерно такого содержания: "Архангельск тогда только чудом не переименовали в какой-нибудь Лесопильск... ".

В этой связи замечу, что тогда, в 20-30-е годы, никакого чуда, конечно, не было, а свою сдерживающую роль сыграла здравая и взвешенная позиция столичных и местных руководителей той поры. Они, несмотря на мощную антирелигиозную кампанию, все же не уступили многочисленным опубликованным в печати требованиям и не пошли на переименование города. Так поступил и ВЦИК в 1929 году - не разрешил переименовать Архангельск в Сталинопорт, так поступали и областные власти в последующие годы.

Подтверждением сказанному может служить история переписки между рабочим онежского лесозавода N 32-33 Е. Черноусовым и первыми лицами области. А посредником между ними оказалась редакция газеты "Правда Севера", получившая 29 августа 1939 года заметку онежанина. В ней, в частности, говорилось:

"Нужно этому городу дать другое, более соответствующее название, такое название, чтобы трудящиеся иностранных государств, посещающие этот город, чувствовали, что они находятся в отечестве мирового пролетариата, и само название, чтобы напоминало им о революционной борьбе, а представителей буржуазии трясло бы от одного названия. Поэтому я предлагаю переименовать Архангельск в Интеро- Национальск... "

Копии этой заметки редакция переслала в обком партии и облисполком, первые лица которых в ту пору не считали для себя зазорным отвечать на письма рабочих. Именно поэтому, немедля реагируя на выступление онежанина, первый секретарь обкома ВКП/б/ Георгий Огородников и председатель облисполкома Михаил Огарков 9 сентября высказали свое общее мнение:

"На Вашу заметку, направленную в редакцию "Правды Севера", сообщаем, что название города "Архангельск" сложилось несколько сот лет назад и имеет громадную известность не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, поэтому необходимости в переименовании города нет".

Следует сказать, что подобных отказов было немало. Например, еще в марте 1924 года Архангельский губисполком не удовлетворил ходатайство Маймаксанских райкома РКП/б/ и райсовета о переименовании района в Ленинский. Тогда же губисполком не разрешил присвоить имя Ленина мосту через реку Кузнечиху и отменил переименование пригородной деревни Черный Яр в Красный Яр. А в 1938 году вышестоящие власти заставили вернуть историческое название Соломбальскому району, который местные горячие головы нарекли Кировским. При этом каждый раз отказ обосновывался стандартной фразой: "Необходимости в переименовании нет".

Возвращаясь в наши дни, скажу, что сделанное напоминание в первую очередь, конечно, предназначено нынешним горячим головам, в том числе заседающим в Архангельском горсовете, которые недавно поспешили переименовать улицу Правды. Какую необходимость они в этом нашли, догадаться трудно. Разве только предположить, что теперешней городской исполнительной власти и депутатам наличие такого слова и понятия, пусть хотя бы и на карте Архангельска, сильно претит, а его исчезновение как раз и будет тем чудом, которое облегчит их переизбрание.