Татьяна Яковлева
Просветленный
(37420)
12 лет назад
Почему-то только Толстой идет в голову, а вот произведения о милосердии я вам подскажу, возможно пригодится... .
Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда.. . и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других... "
Тема милосердия и сострадания человеку волнует таких современных писателей, как Валентин Распутин, Владимир Железников, Борис Екимов. Так, на долю героя рассказа В. Распутина "Уроки французского" выпали суровые испытания. В трудное послевоенное время приехал он из деревни в город, чтобы учиться в средней школе. "Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни! " К душевным невзгодам прибавился голод. Скудные припасы, которые прислала старшему сыну мать, отрывая от других своих детей последний кусок, кто-то воровал. И мальчик погибал. Погибал не только физически, но и духовно. Вместе с его телом погибала вера в добро.
И вот в самые трудные минуты появился рядом с мальчишкой человек, протянувший руку помощи. Учительница французского языка стала приглашать подростка к себе домой на дополнительные уроки. А после уроков они играли с ним в "пристеночек" на деньги. Убедившись, что гордый мальчишка не примет открытой помощи, учительница пошла на эту маленькую хитрость. "Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш".
"Это преступление. Растление. Совращение", — задыхаясь от гнева, говорит директор школы. В приливе педагогической ярости он не может за азартной игрой увидеть, что происходящее в доме Лидии Михайловны — не просто уроки, а уроки милосердия, уроки веры в добро.
Этот рассказ Валентина Распутина заставляет задуматься о подлинной и мнимой человечности, о нерушимой связи между творящим добро и тем, кто его принимает. Учительница уехала, но она незримо продолжала оставаться рядом с мальчишкой, заняв в его жизни такое же место, как и мать, став судьей всех его дальнейших поступков.
Прошли годы.. . Лидия Михайловна, как пишет автор, уже не помнит, как она посылала мальчику по почте макароны. Писатель задается вопросом: "Почему? " И сам же отвечает: "Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут, в сущности, нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны, кто его принимает. Так и должно быть.. . И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, значит, оно обошло людей, и тем шире круг его действия".
В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. О том, как отразился этот процесс на молодом поколении 80-х годов, рассказал в повести "Чучело" Владимир Железников.
Приведите, пожалуйста, в пример несколько писателей)