Будьте так добры))) помогите, пожалуйста!)))
По литературе задали написать анализ стихотворения А. С. Пушкина "Деревня" по плану.
План:
1. Тема, идея.
2. Каким настроением проникнуто.
3. На какие части можно разделить.
4. Почему автор предпочитает деревню городу.
5. Какие художественно-выразительные средства использует автор.
Вот само стихотворение:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда.. .
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
1. Над стихотворениемПушкин начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали “Деревню” лишь в 1826 г. под названием "Уединение". Поводом к созданию произведения послужили либеральные взгляды поэта, его неприятие крепостного права и других античеловеческих устоев самодержавия, общение с декабристами.
2. Основные темы этого произведения — крепостное рабство крестьян, несправедливость и антигуманность самодержавия, свобода, как необходимое условие достойной жизни любого человека.
Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества.
Композиция – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе – рассказ о бесправии крестьян.
Жанр – элегия.
Основное содержание стихотворения условно делится на две контрастные
части, разделенные решительным "но"
("Но мысль ужасная здесь душу омрачает...")
Антитеза заявлена уже во вступлении. Пока она развернута только внешне:
здесь - одно, где-то там - иное.
Затем антитеза раскроет внутреннее противоречие:здесь - добро, но здесь же - и зло.
Кульминация стихотворения - его третья часть: "Везде невежества губительный позор".
Контрастность содержания проявляется в том, что в первой картине деревни
мы постоянно чувствуем присутствие поэта, его авторское Я:
"я твой", "я здесь".
Даже при пропуске этого "я" ощущается его присутствие в определенно-личных предложениях: "Здесь вижу двух озер лазурные равнины."
Во второй картине повествование принимает обобщённый характер,
переводится в третье лицо: "Друг человечества печально замечает..."
Поэт как бы обособляет себя от тех жизненных явлений, с которыми не желает иметь ничего общего.
Вновь авторское Я появляется только в финале стихотворения, где речь идет о высшем назначении поэта.
Таким образом, и в первой и второй частях стихотворения деревня и поэт даны в гармоническом единстве, а в третьей части уже совсем другая деревня и отношение
к ней.
Сделать такое наблюдение помогает общая анафора "здесь "(" Здесь рабство тощее влачится по браздам... ...Здесь тягостный ярем до гроба все влекут)
Даже частный поэтический прием у Пушкина содержателен
и все средства поэтической образности взаимосвязаны, они дополняют и усиливают друг друга.
Начало стихотворения- мир спокойствия и дружелюбия.
Эта атмосфера создаётся благодаря ЭПИТЕТАМ: мирный шум дубрав, тишина полей, лазурные равнины. приют спокойствия, тёмный сад, луг, уставленный душистыми скирдами, озёр лазурные равнины, дней поток, мельницы крылаты.
Каждый эпитет точен. Он или красочный (двух озёр лазурные равнины ; нивы полосаты) или эмоционально-оценочный (праздность вольную, свободною душой) .
Во второй части интонация другая - барство дикое, на пагубу людей избранное судьбой, неумолимого владельца, тягостный ярем, толпы измученных рабов ,чуждый плуг,прихоть бесчувственная
Метафоры – "приют спокойствия, трудов и вдохновенья" (о деревне), "лоно счастья и забвенья", "барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца".
Использованы славянизмы (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.) , античные образы (двор цирцей , оракулы веков).
Тон речи — приподнятый, ораторский.
Стихотворение написано шестистопным ямбом, в нём отчетливо прослеживаются все виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, параллельная.
Первая часть стихотворения подана идиллически. В первой части «Деревни» изображается «глушь уединения» , «пустынный уголок» и т. д. Пушкин рисует великолепную среднерусскую природу, с указанием точной географии села Михайловского. Это мирный пейзаж, располагающий к творчеству. Пушкин с удовольствием читает древних поэтов, и их поэтическое творчество рождает в нем вдохновение.
Описав поэтически этот «приют спокойствия» совершенно в духе своих учителей – «карамзинистов» , Пушкин вдруг резко меняет и содержание, и тон стихотворения. Он показывает, что, переселяясь из города, от шумной светской жизни в деревню, честный человек, «друг человечества» , никакого спокойствия не может найти, так как именно здесь он и видит воочию главную причину всех общественных бедствий, взволновавших его, - крепостное право, «барство дикое» и «рабство тощее со всеми его последствиями, в том числе губительное зрелище всеобщего невежества.
Логика размышлении поэта в стихотворении такова: роскошная, , великолепная природа, мирный сельский пейзаж – противоестественны ужасам крепостного пава. Противопоставление их рождает у поэта мысль о заре, восходящей над отечеством.
Кончается стихотворение горячим призывом юного поэта царю – уничтожить рабство и дать русскому народу свободу и просвещенье.
По жанру «Деревня» является элегией.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, который придает ему элегическую окраску, а местами выливается в стройный лирический монолог.