Стихи о природе . Лермонтова. нужен анализ стихотворения Лермонтова, на тему ПРИРОДА . помогите плиззз
Стихотворение "Осень "(Когда с дубравы лист слетает пожелтевший)
написано М. Лермонтовым в 1828 году, когда ему
было 14 лет.
В то время юный поэт периодически обращался к
теме родной природы.
Вдохновение к нему приходило, когда он бывал
в родовом имении под Москвой, в перерывах между
учебой в пансионе.
Поэт в ту пору испытывал глубокие переживания из-за
невозможности общаться с отцом, и его душевное
состояние влияло на восприятие мира:
его часто посещало чувство раздражения, разочарования
в людях, бессмысленности жизни.
И все это отражалось в его творчестве.
Стихотворение написано в соответствии с канонами
пейзажной лирики,
последовательно изображает череду картин, которые
предстают перед взором лирического героя.
Лирический герой произведения – сам автор.
Именно его наблюдения и становятся темой
произведения.
Сюжет содержит момент внутренней жизни человека,
его переживания как наблюдателя и наполнен рядом
визуальных образов, сменяющих друг друга.
Стихотворение не имеет посвящения конкретному
человеку, оно отражает душевный настрой Лермонтова.
Композиционные особенности
Полноценный анализ стихотворения затруднителен,
так как это маленькое и неоконченное произведение.
Если рассматривать текст "как есть", то можно
уловить элементы кольцевого строения
(первая и предпоследняя строки содержат слово поле,
при этом в начале стихотворения изображается
осенний день с опадающей листвой, в конце –
ночной пейзаж в темных размытых тонах).
Для композиции также характерна сквозная антитеза –
это противопоставление дня и ночи, а также сравнение
наступившей осени и прошедшего лета
(Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов),
природных оттенков, света и тьмы
(листья пожелтели – ели зелень мрачная).
Стихотворение написано четырехстопным хореем с
усеченной четной строкой.
Чередование усеченных строк придает произведению
неповторимую поэтическую интонацию,
а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой –
пиррихием – создаёт ритмические колебания внутри строки:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Рифма перекрестная, с чередованием женской и
мужской закрытой (АБАБ), точная, достаточная.
Стихотворение состоит из трех четверостиший.
Для создания смысловой емкости стиха автор
использует специальные изобразительные средства:
метафорические эпитеты: мрачная зелень, поникшие ели,
отважный зверь;
изобразительные эпитеты: нависшая скала, полуденные труды,
тусклый месяц;
метафоры: поле серебрит, ели хранят зелень.
Для синтаксической структуры стихотворения
характерны развернутые сопоставления –
на них и "держится" композиция.
Например, параллелизм конструкций встречается
в 1 и 3 четверостишиях,
для них характерно настоящее время.
Это придает композиции цельность, единовременный
план описываемого действия.
В прошедшем времени употреблен только глагол
пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).
Ритмический строй формируется многочисленными
инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь
единожды:
Ночью месяц тускл (1), и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Система изобразительных средств направленная на
линейность сюжета, намек на цикличность
лишь подразумевается (описание смены времен года,
дня и ночи).
Определяющими являются слова: поникли, мрачную,
не любит, скрыться, тускл.
Именно они создают грустный эмоциональный фон
стихотворения, передают ощущение какой-то потери,
которую поэт не называет.
Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля, —
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.
М Лермонтов