Время движется вперед, но для всех ли видов живых организмов скорость его течения одинакова? Если бы это было так, жизнь мелких грызунов представляла бы собой день, в котором наступление заката следовало бы сразу же после восхода. Но, как оказалось, время – категория относительная. И все его воспринимают по-разному. Факторы, от которых зависит ощущение хода времени конкретным существом, разнообразны.
Во-первых, стоит обозначить существенную разницу между теплокровными и холоднокровными животными. Только под лучами палящего солнца змея способна чувствовать себя так же, как отдыхающий на курорте – все доступно, только пальцем щелкни. Змея же щелкает зубами и без труда завоевывает себе право на новый день, олицетворенное агонизирующей в сомкнутой пасти мышью. А парящий в небе хищник не сможет поймать юркую «пеструю ленту» , проворно выворачивающуюся при любых нападках с воздуха.
Тем временем мухи прекрасно знают, что очень медленно надвигающаяся на них мухобойка в руках человека представляет угрозу только из-за эффекта неожиданности и своей большой поверхности. В иных случаях они преспокойно улетают. Для мухи время бежит в 10 раз быстрее, чем для людей.
Другое дело – холод. При понижении температуры и рептилии, и насекомые становятся вялыми и уязвимыми для теплокровных убийц. Обменные процессы в их телах замедляются, все сенсорные способности притупляются. И чем сильнее холод, тем больше они погружаются в летаргию. При этом и ход времени для них затормаживается. Некоторые земноводные и пресмыкающиеся способны переходить в состояние анабиоза, то есть «выключаться» .
Но все это не касается теплокровных. Для них решающие факторы – частота сердцебиения и размер организма. Сердце любимой всеми птички-невелички колибри бьется 1200 раз в минуту. И это отражается в том, какое невероятно большое количество энергии она потребляет. Для нее весь окружающий мир донельзя медленен. При этом она обладает очень маленькими габаритами. Поэтому ее жизнь в глазах человека счастливая, но слишком уж короткая. Однако она может замедлить метаболизм, биение сердца при наступлении голодных времен, чтобы не сгореть от бешеного темпа жизни при нехватке пищи.
Для людей время протекает быстрее, чем для слонов, потому что они и по размерам больше, и сердечные сокращения в норме для них равны 25 ударам в минуту. Меж тем ресурсы организма слона исчерпываются после 800 млн. циклов работы сердца. Для землеройки этот показатель такой же, но скорость ее жизни в 30 раз выше, а значит, израсходует она свои удары всего за пару земных лет.
Стрессовые ситуации тоже сказываются на восприятии времени и продолжительности жизни. При их возникновении время как бы замедляется, но в действительно же ускоряются все жизненные процессы, и потому жизнь диких зверей короче, чем тех, которые обитают в спокойной обстановке искусственно созданной неволи.