Liudmila Sharukhia
Высший разум
(184939)
12 лет назад
Смерть витает над трагедией с самого начала, когда появляется Призрак убитого короля. О смерти размышляет Гамлет в монологе «Быть иль не быть» . О смерти рассуждает принц, решая, убить ли короля на. молитве или дождаться часа, когда он будет совершать что-нибудь греховное.
И вот перед Гамлетом предстает реальность смерти — земля, хранящая истлевшие трупы. Первый могильщик лихо выбрасывает черепа из земли, в которой он роет могилу для Офелии. Среди них череп королевского шута Йорика. Гамлет берет в руки череп и меланхолически рассуждает: «Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио; человек бесконечно остроумный, чудеснейший; выдумщик; он тысячу раз носил меня на спине; а теперь.. . Где твои шутки? Твои дурачества? Твое пение? Твои вспышки веселья, от которых всякий раз хохотал весь стол? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой? Совсем отвисла челюсть? Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом... »
В трагедии сталкиваются два понятия о смерти, две точки зрения на нее: традиционная, религиозная, утверждающая, что души человеческие после смерти еще продолжают существовать, и реальная: облик смерти — кости, остающиеся от человека.
Череп Йорика несколько приблизил смерть к Гамлету. Этого шута он знал и любил. Однако и эта смерть остается для принца все еще отвлеченной. Но вот на кладбище появляется траурная процессия и Гамлет узнает, что хоронят его возлюбленную.