История Хайку и Хокку описана ниже, со всеми видными различаями.
Сразу скажу что синонимами назвать их очень сложно!
______ХАЙКУ ______
Прародитель хайку как известно, танка - а конкретнее ее первое трехстишие.
Меня удивило, когда я узнал, как рано началось это разделение танка на трех
и двухстишия. Оказывается, уже великий поэт танка Сайгё принимал участие в
нанизывании строф - а это ХП век. Один поэт писал первые три строки, другой
добавлял две строки, чтобы образовалась танка, но при этом и двустишье и
трехстишье должны были читаться и как отдельные стихи. Затем первый поэт или
третий писал следующее трехстишье которое бы с предыдущим двустишьем
образовывало бы "обратную" танку - т. е. сначала читалось новое трехстишье и
к нему добавлялись предыдущие две строки для полной танка. Далее новое
двустишье и т. д. И уже тогда за отдельными строфами в коллективном труде
поэтов закреплялись отдельные темы.
Известна история, когда к Сайге пришли его знакомые поэты и пожаловались,
что никто не знал как продолжить цепочку строф после этой строфы,
посвященной войне, известной поэтессы того времени Хеэ-но Цубоне:
Озарено поле сраженья -
Месяц - туго натянутый лук.
Тут сам Сайге написал новую строфу:
Сердце в себе умертвил.
Подружилась рука с "ледяным клинком",
Или он - единственный свет?
Чем не хайку? Почитайте теперь эту строфу, добавив за ней двустишье
поэтессы. Вот и танка.. .
В течение нескольких последующих веков такое нанизывание строф становилось
все популярнее и где-то к 16 веку стало любимым рзвлечением грамотного
населения городов Японии. Но чем оно становилось популярнее, тем меньше в
нем оставалось поэзии - написание ренга стало забавой, где ценились юмор,
насмешки, различные словесные выкрутасы. Потому этот вид поэзии стал
называться хайкай - т. е. юмористическая смесь. В начале 17 века появляется и
термин хайку (комичное стихотворение) , потом, правда, забытый на пару
сот лет. В это время уже пишутся и отдельные трехстишия - не в составе
ренга. Устраиваются даже соревнования, кто больше напишет хайку за
определенный промежуток времени - например, за сутки. Результаты были
феноменальные, но о качестве таких стихов никто особенно не пекся.
_____ХОККУ_____
Затем появился Басе возвеличивший "комические стишки" до уровня глубокой
поэзии. И здесь начинают появляться отличия между хокку и остальными видами
трехстиший. Хокку - это начальный стих ренга, к которому применялись
довольно строгие правила. Он обязательно должен был быть связян с сезоном -
потому что ренга делились по сезонам. Он обязательно должен был быть
"объективным", т. е. основанном на наблюдении природы и не должен был быть
"личностным" - ибо это не была ренга Басе или Рансэцу - а коллективный труд
поэтов. Усложняющие элементы - метафоры, аллюзии, сравнения, антропоморфизм
здесь тоже не допускались. И т. д. Как раз все то, что специалисты по хайку
на Западе считают незыблемыми правилами хайку. Отсюда и начинается путаница
по поводу хайку и хокку.
При всем этом, хокку должна была нести мощный эстетический заряд - задавать
тон всей цепочке нанизанных строф. Их писали заранее для всяких возможных
сезонов. Хорошие хокку очень ценились, поскольку их трудно было написать -
требовалось настоящее мастерство, а писать-то ренга хотелось так многим.
Тогда и появляются первые сборники хокку - специально для удовлетворения
массового спроса на начальные строфы. Сборники внутренних трехстиший ренга
просто не могли писаться заранее - они создавались только в ответ на
предыдущую строфу в реальной ренге и поэтому сборников этих строф никогда не
было, кроме как в самих ренга.