Почему когда собака забегает в храм, его заново освещают?
Отметим, к слову, что при общем вполне европейском, более чем приязненном, отношении к собакам в России, в православии находим следы ветхозаветного неприятия этих зверей. Храм считается оскверненным, если в него забежит собака, и после этого необходимо так называемое малое освящение. «Особая молитва на отверзение храма читается после того, как в храме скоропостижно умер человек или была пролита кровь в результате несчастного случая или насилия. Эта же молитва читается священником при входе в церковь прежде обычных молитвословий, если ему стало известно, что храм осквернен рождением или смертью животного» . Это правило, по обычаю, трактуется расширительно: «Таким же образом освящение совершается, когда храм был осквернен какою-либо нечистотой или человеческой кровью» . На кошку это правило, по обычаю же, не распространяется.
Отвечает иерей Спасо-Преображенского собора отец Георгий:
– Действительно, в Ветхом Завете указано, что собака – «нечистое животное» . И если она забежит в храм, это место окропляется святой водой.
Дом – это тот же храм, домашняя церковь, а потому держать в квартире собак не следует. Что же касается, освящения квартир, в которых есть собаки, строгих запретов у церкви по этому вопросу нет. Но при освящении такой квартиры священник обязательно подскажет хозяину, что собаке не место в той комнате, где имеются иконы.
ни разу такого не слышал
Это где такое? В Индии?
Что в собаке такого нечистого, чтобы испортить целый храм?
Считается ли собака «нечистым» животным? Почему собакам нельзя заходить в церковь? Такие вопросы часто можно услышать от владельцев четвероногих друзей. Разберемся по порядку.
В Ветхом Завете был приведен перечень животных, которых евреи не могли употреблять в пищу (Лев. 11), в который входили собаки. Такие животные назывались «нечистыми» и противопоставлялись «чистым», мясо которых можно было есть. Однако это установление было упразднено в Новом Завете. В книге Деяний святых апостолов (10, 9-15) описан эпизод, произошедший с апостолом Петром: «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошёл на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришёл в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нём находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо».
Также собака для ветхозаветных иудеев была ненавистным языческим символом. Дело в том, что вавилоняне исповедовали языческую религию, обожествлявшую собак. Сравнить кого-либо с псом было верхом оскорбления для евреев, а деньги, вырученные от продажи собаки, нельзя было жертвовать на храм (Втор. 23, 18).
Позднее, во времена Христа, собаки стали у евреев домашними животными, охраняющими дом, помогающими охотиться и пасти скот. Жили они, как правило, во дворе, хотя показателен ответ хананеянки на отказ Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф.15, 27). В то время не было принято сентиментально относиться к животным, а собаки были крупными, так что постоянно держать их в помещении оказывалось, как минимум, неудобно. А вот кошки делили жилище с человеком уже в древности, но не потому, что были «лучше» собак, а потому, что помогали бороться с мышами. С той же целью их допускали в храм и даже в алтарь.
Христос учил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39). То есть Он заповедовал нам любить прежде всего Господа и человека, который был сотворен по его подобию. Животные, которые часто становятся спутниками и помощниками человека, все же не могут быть ему равными. Тем не менее бережное, незлобивое, отеческое отношение ко всем творениям Божиим представляется наиболее правильным для христианина, а жестокое обращение с животными — грех.
В церковной среде распространено мнение, что если в храм случайно забежала собака, его следует заново освятить. Но чин переосвящения храма, содержащийся в Большом Требнике, совершается лишь в том случае, если животное умерло или родило в храме, и никаких отдельных указаний, касающихся собак, там не содержится.
При этом восемьдесят восьмой канон Шестого Вселенского Собора (VII в.) действительно говорит, что никакое животное нельзя вводить в храм кроме ситуаций, связанных с прямой угрозой жизни человека. Однако это не значит, что животное может осквернить храм своим присутствием: смысл канона в том, что нельзя использовать церковное здание не по назначению и нарушать покой дома Божьего. Даже с сугубо практической точки зрения присутствия животного в храме неуместно — оно может отвлекать прихожан, шуметь, испачкать помещение или опрокинуть что-либо из храмовой утвари.
Никто не переосвящает. Это удел старообрядцев. Собака- хорошее животное! В первом ответе странно :ориентироваться на ислам и дико любить свинину.