Untouchable
Высший разум
(339385)
12 лет назад
Ломоносов родился в ноябре 1711 г. в деревне Денисовке близ устья Северной Двины. Отец его – крестьянин-помор – принадлежал к выносливой, крепкой породе простых русских людей, которые на утлых ладьях плавали в Белое море и выходили даже в океан. В суровой обстановке севера вырос Михайло. Обладая выдающимися способностями и великой охотой к учению, он еще на родине научился грамоте и началам арифметики.
Пожелав во что бы то ни стало учиться далее, Ломоносов ушел пешком из родной деревни в Москву и после долгих мытарств поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, оттуда перебрался в Киевскую духовную академию. Терпя в течение пяти лет великую нужду, Ломоносов получил высшее богословское образование. Но церковная наука не удовлетворяла его. В 1735 г. счастливый случай помог ему попасть в число академических студентов и получить от Академии Наук командировку за границу. Там Ломоносов пробыл пять лет, изучая (в Марбурге и Фрейбурге) философию, математику, физику, химию, металлургию и горное дело.
В 1741 г. ученый вернулся на родину и вскоре был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. В Академии широко развернулась научная и литературная деятельность Ломоносова, давшая ему известность, но вызвавшая недоброжелательное отношение со стороны немцев-администраторов.
Однако исключительная энергия Ломоносова и его блестящие дарования помогли преодолеть все невзгоды и препятствия, и в 1745 г. он был назначен профессором химии и произведен в академики. Через несколько лет Ломоносову удалось добиться постройки на Васильевском острове долгожданной химической лаборатории, где он развернул огромную исследовательскую работу. С тех пор его положение упрочилось, и ученый мог спокойно развивать свою многообразную деятельность.
Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Ака-демии Наук и улучшение её работы учебно-научного учреждения. В должно-сти советника канцелярии Академии Наук (1757) разработал план реоргани-зации управления Академией и проект её устава. По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 году был открыт Мос-ковский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Ломо-носова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоно-сов разработал “Штаты и регламенты” для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии Наук: в университете были учреждены факультеты, назна-чены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъютан-тов Академии Наук. Проведённые по его плану демократические преобразо-вания увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. “Регламентами” определя-лись отношения гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников “к правильному образу мышления”, то главная обязанность гимназистов - “к наукам простирать крайнее прилежание”.