Считается, что Жанр пейзажа возник вместе с основанием санкт-петербургской Академии художеств, где в 1767 году был учрежден класс пейзажа, готовивший живописцев-пейзажистов.
Принято считать первыми творениями этого жанра "декоративизмы вымышленного итальянского пейзажа" Семена Щедрина, а также
"светлые элегии об античных реалиях" Федора Матвеева
Но, если вдуматься в тему, нужно разделять
Русскую пейзажную школу
и основоположников пейзажного жанра в России.
Разный подход, разные ответы.
Сем. Щедрин являлся первым, но он был плоть от плоти воспитанником ИТАЛЬЯНСКОЙ школы,
носителем понимания пейзажа как изображения некоей идиллической земли, отвечавшего
концепции классицизма.
С. Щ. провозглашал канон, исполненный по правилам игры ЭТОГО стиля, был его знаменосцем.
Пейзажи до 1810-х годов явно не натурные. После рисуночных заготовок картина доводилась по памяти.. .Также еще при Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.. .
Под русским же пейзажем мы понимаем все-таки иное. В нем мы ждем живого наблюдения натуры, желания зафиксировать трепет природы и красоту реальности.
Если смотреть с этой т зрения, то
"вымышленный пейзаж" Щедрина был пейзажем прототипов, а не видов местности. По этой причине пейзажи нельзя признать видовыми.
В этой связи в качестве прародителя можно назвать иное имя.
"Федор Яковлевич Алексеев (1753 - 1824) сделал первый шаг в русской пейзажной живописи навстречу реальному изображению ландшафта. "
Ф Яковлев вышел из класса перспективы. Предметом его искусства стал городской пейзаж. Художник менял установки, пути, возвращался к декоративности но, самое главное, он ввел понятие ВОЗДУХА в пейзаж. Это предвосхитило дальнейшее развитие событий.
"Русский пейзаж начался, по сути дела, как городской пейзаж, внесший существенные коррективы в классицистическую схему. Он разрушал ее, ибо был несовместим с идеями величественного, патетического, гражданственного искусства классицизма- Городской пейзаж с самого начала утверждался как низкий жанр, так как вынужден был обращаться к городской жизни, к бытовому жанру, с которым он явно совмещался. Творчество Алексеева стоит особняком в русском искусстве XVIII века. Оно сосуществовало с декоративизмом Семена Щедрина и классицизмом Федора Матвеева, но шло с ними вразрез, словно предвосхищая реалистические тенденции последующего пейзажа. "
Вот еще несколько имен:
князь Д. А. Голицын (инициатор обучения в Италии, искусствовед) , Федор М. Матвеев, Солов, Максим Воробьев, Александр Иванов, Михаил Лебедев, Алексей Петрович Боголюбов, Сильвестр Щедрин (племянник). .
Сам Семен Щедрин
http://www.wistawka.ru/statyi/27/83 Это- пионеры.
Но только в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы.
Ссобственно пейзажная живопись в России начала развиваться только вместе с развитием светской живописи.. .
Уже позже появятся Шишкин и Клодт,
Саврасов, Поленов и Левитан...