Музыкальный образ народа в опере показывает, как глубоко и органично была воспринята Мусоргским русская народная песня, как ее интонационный язык, ритм, лад вошли в существо создаваемой им музыки. Народ в «Борисе Годунове», как обобщенный образ, охарактеризован преимущественно песенными темами: плачами, причитаниями, протяжными, плясовыми и молодецкими песнями. Все эти мелодии тесно связаны с содержанием драмы.
Образ народа:
Вначале народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет на царский престол. Дубинка пристава, которая отчетлива слышна в оркестре, - вот что «убеждает» московский люд звать боярина Годунова на престол. Скорбно причитая, народ обращается к нему: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» В этом хоре такое вековое народное горе, что становится ясно - в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.
Россыпь народных типов:
-Угрюмый, безымянный мужик («Митюх, а Митюх, чего орем?»).
-Беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю»).
-Баба, жалобно причитающая.
-Баба сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»).
Слушая эту сцену, мы видим эти лица, их движения, выражение лица- благодаря речевым интонациям.
Уже в IVдействии народ, измученный лишениями и голодом поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба! Это уже требование. Звучит, как смутный протест, объединяющий народ. В конце оперы народный протест превращается в стихийный бунт. Хор «Расходилась, разгулялась».
Народ представлен не только в хоровых сценах, но и в сольных партиях:
-монах Пимен - символ мудрости.
-Юродивый - совести. Это слабоумный, психически больной человек. К таким людям в те времена народ относился уважительно. Считалось, что Юродивые ближе к богу, чем обычные люди. К их словам прислушивались, искали в них предсказание, тайный смысл.
-Варлаам-свободолюбия.
-Григорий - подлости.
ПОДРОБНО: http://meta-music.ru/listening/boris-godunov
http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-muzykalnaya-literatura-po
http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/464-musorgskij-boris-godunov.html