В Древней Греции и Риме роза считалась эмблемой весны, красоты, любви, кратковременности житейских благ, девственности, символом влюбленности, а также веселья и пиров, роскоши и изнеженности.
Цвет розы - яркость желания и краска стыдливости. Венками из роз, перевитых миртами, у греков наряжали невесту. Украшали розами дверь, ведущую в ее дом, а лепестками цветка усыпали брачное ложе. Венками из роз украшали головы на пирах, бросали их к ногам победителей.
И в то же время роза - символ смерти. Она расцветает весной не только на радость живым, но и в утешение усопшим. Весной, когда римляне совершали поминки, главную роль на них играли розы: их делили между присутствующими, гирляндами украшали гробницы. Греки носили розы на голове и на груди в знак траура как символ скоротечности нашей жизни, которая столь же быстро увядает, сколь и душиста роза. На надмогильных памятниках часто помещалось изваяние плотно сомкнутого бутона розы, что символизировало бесконечность.
В христианском искусстве роза первоначально прославлялась как райский цветок, символ чистоты и святости. Позже она становится символом Богородицы, которую представляли сидящей в раю среди розовых кустов.
Согласно легенде, архангел Гавриил сделал для Богородицы три венка: из белых, желтых и красных роз. Венок из белых роз обозначал ее радость, из красных - страдания, а из желтых - славу. Красная роза стала также символом крови Христовой, самого страдающего Христа. Белые розы в средние века назывались также розами Магдалины: рассказывали, будто они потеряли свой цвет от пролитых на них Магдалиной слез раскаяния.
