Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Развитие жанра романа в русской литературе второй половины XIXв. очень нужно))

Сергей Белицкий Знаток (266), закрыт 11 лет назад
Лучший ответ
ГАЛИНА Высший разум (2427070) 11 лет назад
В первой четверти XIX в. ведущее место в литературе занимала поэзия. Начиная с 30-х годов, положение постепенно меняется.
Во второй половине девятнадцатого века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования "нового человека", его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно <u>реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия</u>, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные Лермонтовым, Пушкиным, Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов.

С 30-х годов начинают быстро развиваться такие жанры, как роман и повесть. В статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" Белинский писал: "Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть".

Стремление писателей реалистов показать жизнь в движении, отразить все ее существенные стороны способствует развитию романа, который достигает высокого совершенства и стилистического разнообразия.

Романы Тургенева, лаконичные, с ясным и простим сюжетом, не похожи на романы Толстого, где сложно переплетаются разные линии повествования и действует множество героев, или на романы Достоевского, действие которых подчинено всегда противоречивым, сложным и мучительным идейным исканиям героев.

Широта жизненного материала, охватываемого литературой, порождает крупнейшие литературные жанры- роман-эпопею (Война и мир Л. Толстого) , поэму-эпопею (Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова) и др.
Остальные ответы
Baby) Гуру (3029) 2 года назад
Русский роман второй половины XIX века

1. История русского романа
Исследуя историю формирования разночинца-демократа, Помяловский на первый план выдвигает социальные конфликты, которые были заметны еще в его дилогии "Мещанское счастье" и "Молотов", где различные стадии пробуждения самосознания плебея Молотова определяли те или иные повороты сюжета и накладывали отпечаток на ход любовной интриги. Еще ярче эта социальность раскрылась в романе "Брат и сестра", где этапы биографии Потесина связаны с переменами социального окружения и обусловлены последними.

Вслед за Помяловским историю разночинца рассказывает Н. А. Благовещенский в романе "Перед рассветом". Он проводит своего героя Николая Трепетова сквозь горнило различных испытаний (бурса, университет, идеи Белинского и Грановского, дискуссии о естественных науках, наконец, либеральное окружение Носковых), объясняя его взлеты и падения социальными причинами1.

Нетрудно, однако, заметить, что и Помяловский и Благовещенский не видят перспектив развития своих героев: Потесин опускается на самое дно жизни, а Трепетов спивается и умирает. Следует в связи с этим вспомнить, что скептицизм и разочарование в конечном счете свойственны и герою известного романа В. Слепцова "Трудное время" - Рязанову.

Подобные финалы объяснялись тем, что названные романы были написаны в период торжества реакции, когда надежды на близкую "перемену декораций" развеялись. В условиях реакции писатели не могли ясно представить результаты революционной борьбы своих героев, а потому и оптимизм их был основательно поколеблен.
Похожие вопросы