ГАЛИНА
Высший разум
(2426975)
1 год назад
Стихотворение "Расстались мы, но твой портрет..." было написано М. Лермонтовым в 1837 году на основе своего раннего стихотворения "Я не люблю тебя; страстей". При этом две последние строки стихотворения 1831 года, посвященного Е. Сушковой, перешли в новый вариант без изменений. По мнению большинства исследователей, адресатом стихотворения являлась Варвара Лопухина-Бахметева – женщина, к которой поэт питал глубокое чувство до конца своих дней. Впервые стихотворение увидело свет в 1840 году – оно вошло в сборник «Стихотворения».
Центральной темой лирической миниатюры является неугасшая, несмотря на новые страсти, любовь к утраченной возлюбленной.
Лермонтов вводит в стихотворение традиционные для романтизма мотивы разлуки и портрета. Благодаря портрету любимой оживает память чувства лирического героя - «бледный призрак лучших лет» смешивает прошлое и настоящее, напоминая ему о наполненных счастьем днях и одновременно духовно поддерживая героя в настоящем: "Он душу радует мою".
Жанр – Лирическое стихотворение с элементами послания.
Род
По роду произведение относится к любовной лирике.
Литературное направление-РОМАНТИЗМ
Пафос
Стихотворение проникнуто нотами грусти, печали.
Система образов
Портрет – символ спокойствия, тоски и грусти. В то же время, в нем все воспоминания героя. Чувства оживают с новой силой при виде портрета. В романтичном образе девушки сокрыты самые нежные чувства поэта.
Образ храма теряет в стихотворении свою религиозную подоплеку. Во-первых, храм – это душа, где обитает любовь как божество. Во-вторых, этот образ можно разделить на 2 составляющие: божественность –возвышенные чувства; священная обитель – святость любви, вечная любовь.
Лирический герой – это сам поэт.
Композиция
Композиционно стихотворение простое и можно разделить на 2 части. В каждой части по одной строфе в виде пояснительного предложения.
В первой части следует утверждение поэта, а потом он сам же поясняет. Сердце Лермонтова разрывается на части, он мечется и не знает, что делать дальше: отношения закончились, так и не начавшись, но продолжает хранить её портрет.
Вторая часть начинается с внутреннего конфликта лирического героя. Любовь прошлая еще не угасла, а новые эмоции не могут дать никакого удовлетворения. Нет радости на душе.
Стихотворение написано придающим ему удивительную музыкальность четырехстопным ямбом. Мужская рифма и аллитерация "СТ" (расстались, страстям, оставленный ) и "ПР"(портрет, призрак, преданный ) передают всю остроту переживаний поэта, усиливают лирическую напряженность произведения.
Драматизм миниатюры подчеркивается контрастными парами: "расстались – храню". "новые страсти – не мог разлюбить".
Чередование длинных нечетных и более коротких четных строк, созданное разным количеством фонем в них, подчеркивает образующие семантическое ядро текста слова: твой портрет и бог .
Поэтический текст богат художественными приемами.
Яркие эпитеты: бледный призрак, храм оставленный, кумир поверженный, новые страсти – подчеркивает глубину эмоций, волнующих душу автора.
Метафоры (портрет, который "радует душу". сравнение искреннего чувства с храмом), усиленные повтором слова "храм", утверждают ценность любовного чувства.
"Как бледный призрак…" ;"храм оставленный – все храм, кумир поверженный – все Бог"– сравнения.
Кумир поверженный, храм оставленный – инверсия.
елена московская
Мыслитель
(9606)
11 лет назад
В этом произведении поэт признается, что бережно хранить на своей груди портрет той, к которой долгие годы испытывал безответную любовь. Действительно, по воспоминаниям очевидцев, Лермонтов вместе с нательным крестом носил на шее медальон с миниатюрным портретом Сушковой и расстался с этим дорогом для него украшением лишь незадолго до гибели на дуэли. Для поэта портрет возлюбленной «бледный призрак лучших дней» , которые согревает его душу воспоминаниями о беззаботной юношеской поре, когда, казалось, весь мир лежит у его ног. Кроме этого, автор признается, что «новым преданный страстям, я разлюбить его не мог» , Этой фразой Лермонтов подчеркивает, что он по-прежнему влюблен, однако не в нынешнюю первую красавицу Санкт-Петербурга, а в беззаботную юную особу, которой была Сушкова много лет назад. Поэт любит саму память о ней, прекрасно отдавая себе отчет, что его избранница в своей нынешней ипостаси, увлеченная балами и поисками состоятельного супруга, не имеет с той кокетливой девочкой, которую он помнит, ничего общего. Но, в то же время, Лермонтов отмечает, что «храм оставленный — все храм, кумир поверженный — все Бог» . Финальная фраза стихотворения означает, что чувства, которые доводится испытать человеку в жизни, навсегда останутся в его душе. И даже если сама любовь угасла и ушла безвозвратно, воспоминания о ней, овеянные легкой грустью, по-прежнему будут согревать сердце и дарить ощущение радости.