Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

нужен анализ стихотворения М. Цветаевой "Сон". (заранее спасибо)

Элина Гамбадметова Мастер (2193), закрыт 10 лет назад
Какой предстает перед нами лирическая героиня? какой предстает Марина Цветаева? Какие средства выразительности использованы?
Врылась, забылась - и вот как с тысяче-
футовой лестницы без перил.
С хищностью следователя и сыщика
Всe мои тайны - сон перерыл.

Сопки - казалось бы прочно замерли --
Не доверяйте смертям страстей!
Зорко - как следователь по камере
Сердца - расхаживает Морфей.

Вы! собирательное убожество!
Не обрывающиеся с крыш!
Знали бы, как на перинах лeжачи
Преображаешься и паришь!

Рухаешь! Как скорлупою треснувшей --
Жизнь с ее грузом мужей и жен.
Зорко как летчик над вражьей местностью
Спящею - над душою сон.

Тело, что все свои двери заперло --
Тщетно! - уж ядра поют вдоль жил.
С точностью сбирра и оператора
Всe мои раны - сон перерыл!

Вскрыта! ни щелки в райке, под куполом,
Где бы укрыться от вещих глаз
Собственных. Духовником подкупленным
Всe мои тайны - сон перетряс!
Лучший ответ
ГАЛИНА Высший разум (2402727) 10 лет назад
Стихотворение построено как рассказ не о конкретном увиденном сне, а об отношениях между спящим сознанием и"бодрствующим" подсознанием: между тем, что человек знает или хочет знать о себе, и тем, о чем смутно догадывается; между тем, что он готов признать своим и тем, что страшится в себе разглядеть.
По самому тону стихотворения можно судить о характере вызвавших его жизненных обстоятельств - это одна из глубоко личных драм, одна из ситуаций, когда человек подвергает переоценке представления о себе самом.

С точки зрения обычных представлений, сон дарует душе отдых, врачует и смиряет, снимает противоречие между желаемым и возможным. Другая его функция-пророчество, подсказка о ближайшем будущем.

Сон в стихотворении Цветаевой наделяется иными качествами - ищейки, судебного исполнителя и разведчика ("летчик над вражьей местностью"). Оказывается, расследование, проводимое сном, не что иное, как свет собственной совести.

Сон-духовник разглашает "тайну исповеди" героини, но при этом не нарушает правил в отношениях между исповедником и исповедуемой, потому что раскрывает он эту тайну самой героине.

В стихотворении взаимодействуют два ритмически и логически контрастных начала - упорядоченность и стихия. Сознание требует, ясной формы, в то время как противостоящая ему стихия подсознания обнаруживает себя в нарушениях гармонии, композиционных смещениях.

Начала гармонии воплощены в строгой ритмической повторяемости и композиционной завершенности стихотворения.

Последние стихи двух завершающих строф звучат рефреном по отношению к последнему стиху строфы начальной. Образуемое ими композиционное кольцо - предел структурной упорядоченности. Другая примета структурности - последовательное использование в стихотворении четырехстопного дактиля с пропуском одного безударного слога в каждой третьей стопе. Прибегая к разнообразным типам повторов, Цветаева максимально полно использует экспрессивные возможности элементов стиха.

На фоне предельно четкой ритмической организации стиха выразительным становится любое, даже небольшое отступление от синтаксической и лексической нормы. Цветаевские же отступления от этой нормы - футуристически броские, эффектные.

Живая речь, не укладываясь в заданную матрицу метрического стиха, словно пытается вырваться из обуздывающей ее внешней формы. Перенос совмещается с неожиданным переносом смыслового значения: вместо напрашивающегося "по камере тюрьмы" следует "по камере Сердца" .

Реализуя эту метафору (сон расхаживает по камере сердца) ,

Тем самым в пределах двустишия одновременно использованы такие сильнодействующие приемы, как перенос, развернутая метафора и перифраз.

Цветаева по-футуристически обрушивается на читателя всеми поэтическими приемами.

Еще одна примета цветаевского взвихренного синтаксиса - обилие пауз и эллипсисов (пропусков слов) . Такие словесные зияния (например, пропуск слова "падаю" в первом предложении) особенно выразительны при передаче хаотических образов, присущих сновидению.

Лексический строй стихотворения интересен соседством разнородных стилистических пластов: высокой архаики ("одр", "вещий"), разговорных форм ("лежач", "рухаешь"), современных названий (следователь, летчик, оператор) .

Выразительность цветаевского стихотворения повышается и благодаря форсированному звуку (особенно значимы в стихотворении аллитерации на Р и С/З) .

В целом стихотворение - характерный пример смыслового сгущения, присущего цветаевской манере.

Благодаря повышенной содержательной плотности стиха Цветаевой удается переплавить глубоко личные чувства в общечеловечески значимый опыт.
Остальные ответы
Похожие вопросы