Анализ стихотворения Марины Цветаевой
Христос и Бог! Я
жажду чудаТеперь, сейчас, в
начале дня!
О, дай мне умереть,
покудаВся жизнь как книга
для меня. Ты мудрый, Ты не
скажешь строго: - "Терпи, еще
не кончен срок".Ты сам мне подал -
слишком много! Я жажду сразу -
всех дорог! Всего хочу: с душой
цыганаИдти под песни на
разбой, За всех страдать
под звук органаи амазонкой мчаться
в бой; Гадать по звездам в
черной башне, Вести детей вперед,
сквозь тень... Чтоб был легендой -
день вчерашний, Чтоб был безумьем -
каждый день! Люблю и крест, и
шелк, и каски, Моя душа мгновений
след... Ты дал мне детство
- лучше сказкиИ дай мне смерть -
в семнадцать лет!
26 сентября 1909, Таруса
План:
1. История создания (связь с биографией автора, прототип) 2. О чем? 3. Чувства рассказчика4.Композиция (движ. мысли, сюжет, деление на части) 5.Ключевые образы6.Изобразит. средства, размер7. Основная мысль8.Ваше впечатление
Стихотворение "Молитва М. Цветаева написала в день своего семнадцатилетия. Она как бы проводит черту: её детство закончилось, она стоит на пороге взрослой жизни.
Позже стихотворение вошло в первый сборник Цветаевой "Вечерний альбом", став одним из ключевых произведений.
О чем же оно?
Поэтесса с первых строк обращается к Богу, прося его совершить чудо "теперь, сейчас, в начале дня". Автор жаждет не славы и признания, богатства или же любви – она мечтает о смерти. Для юной девушки такое желание является странным и эпатажным. Но Цветаева даёт ему объяснение, отмечая, что хочет покинуть этот мир, пока её жизнь ещё является "непрочитанной книгой".Ее желание умереть в столь юном возрасте объясняется тем, что она попросту боится всех тех испытаний, которые должны выпасть на её долю.Она не хочет взрослеть и заведомо отказывается от права выбора собственного жизненного пути, хотя и подчеркивает, что Бог дал ей слишком много, и теперь она жаждет "сразу – всех дорог!".
В своих девичьих мечтах она видит себя разбойницей с большой дороги и амазонкой, которая мчится в бой под звуки органа, звездочетом, который предсказывает судьбу в темной башне и примерной матерью для своих детей. Цветаева мечтает о том, "чтоб был легендой – день вчерашний, чтоб был безумьем – каждый день". Но, вместе с тем, чужой взрослый мир, в котором предстоит жить по совсем другим законам, по-настоящему пугает 17-летнюю поэтессу.
Всё стихотворение построено на антитезе "жизнь" и "смерть" . Жизнь, в полном смысле этого слова, бурная, насыщенная событиями, смерть - невозможность это увидеть. Лирическая героиня понимает, что нельзя пройти всех дорог и что разочарование жизнью неизбежно. Она выбрала бы смерть для себя, чтобы сохранить жизнь своим прекрасным мечтам.
Жанр
Произведение представляет собой лирическое стихотворение и передаёт личные переживания автора через беседу с Богом.
Стихотворение состоит из пяти строф, в каждой из которой по четыре строки.
Ямб четырёхстопный (ударение на каждом втором слоге).
Цветаева использует самый распространённый вид рифмы – перекрёстный (цыгана-разбой-органа-бой).
Тема взросления и смены жизненных ориентиров.
Противоречивость человеческой натуры - ещё одна тема стихотворения. Лирическая героиня испытывает тревогу и страх, ведь дорога, по которой она двигается, туманна, и она не знает, чего ей ожидать от жизни.Она хочет всего и сразу, не сковывая себя бременем взрослой жизни:"с душой цыгана идти под песни на разбой", то есть дышать полной грудью, без ограничений.
Основная проблема ст-я состоит в эмоциональной незрелости героини. Она не готова распрощаться с детством и определить свою дорогу. Находясь на распутье, она пребывает в растерянности и желает вовсе не начинать сложный путь.
Настроение стихотворения восторженное, экзальтированное.
Средства художественной выразительности
Особую выразительность стихотворению придаёт анафора: Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день!.
Сравнения:"Вся жизнь как книга для меня";"И амазонкой мчаться в бой", "Ты дал мне детство - лучше сказки".
Метафоры:Я жажду сразу — всех дорог!, с душой цыгана, моя душа мгновений след", "вести детей вперед, сквозь тень".
Эпитеты:в черной башне
Инверсия:день вчерашний, мгновений след
Антитеза:жизнь и смерть
Звукозапись
Доминируют звонкие согласные, такие как [д], [р], [б], [г], [ж], [в], [з], которые делают ритм стихов упругим и энергичным. Цветаева основной акцент делает на парные согласные [з] и [с], которые и придают стихотворению резкость, отрывистость звучания; они перекрывают звучание шипящих «ж» и «ш», превносящих в молитву спокойствие и тишину;
Зря вы думаете, что вам будут выполнять ваше домашнее задание! Стихи прекрасные, стоит ли их препарировать? Скажу только, что мысли о самоубийстве рано или поздно посещают каждого человека, это нормально. А в этом стихотворении очень образно и страстно поэтесса хочет и жить и умереть.. . Об этом и стихотворение.