Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Почему берёза считается символом России?

Юля Дубовицкая Знаток (275), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
Helga Высший разум (629638) 13 лет назад
«Россия», - шепчут мне березки,
«Россия», - шепчут камыши,
«Россия», - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь! »
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски.
Моя березовая Русь!

С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? А русскую баню без березового веника? Но все эти образы, связанные с березой, возникают у нас сегодня, а древние славяне относились к березе неоднозначно, хотя и почитали ее во все времена. Например, древние славяне считали, что в березе живут души умерших, поэтому ее почитали, но в то же время относились как к нечистому дереву. С одной стороны, береза была символом чистоты и возрождения (потому что она одной из первых распускается весной) , с другой – вместилищем злых духов и любимым местом русалок.

Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью? Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать! Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление. С березой было связано немало народных примет.

Интересно, что береза стала символом России благодаря одному человеку. Речь идет о поэте С. А. Есенине. В его стихотворениях береза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. Береза – компонент типичного русского пейзажа. Особую силу эти ассоциации приобрели в кругу русской эмиграции, представители которой, читая стихи С. А. Есенина, испытывали особую тоску по покинутой России.



Береза.... Само название произошло от старослявянского «брезньнъ» , что означало «апрель» . Общеславянское berza возникло на базе индо-европейского корня в значении «что-то блестящее, белеющее» . По своему происхождению слову «береза» родственны прусское, литовское и индийское произношение этого слова. В украинском языке март называется «Березень» , что связано с началом сокодвижения в березах. В литовском языке береза произносится как бяржас, а месяц июнь называется «биржалис» , что означает «березовая ветка» .
Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Березка -воистину крестьянское дерево. Оно напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку-рябу, кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжелую работу.
Остальные ответы
Артём Самсонов Мудрец (12531) 13 лет назад
Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью? Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать!

На русском севере береза считалась несчастливым деревом, поэтому на том месте, где когда-то росли березовые рощи, дом никогда не строили. В Сольвычегодске никогда не пользовались березовыми дровами, считая, что от этого в доме заведутся клопы. А на Карпатах верили, что стоит женатому мужчине посадить березу около дома, и кто-нибудь из домочадцев в скором времени должен умереть. Но чаще всего береза считалась все-таки добрым, счастливым символом. Ее часто сажали рядом с домом для того, чтобы обезопасить его от молний. Также считалось, что береза может отпугивать злые силы и даже лечить болезни. Если в доме заболевал ребенок, то его купали, а эту воду выливали под березу, произнося специальное заклинание.

У различных славянских племен существовали собственные верования, связанные с березой. Так, у народов, проживавших в районе современного Люблинского воеводства на юго-востоке Польши, в древности существовал обычай во время строительства нового дома ставить в передний угол ветку березы. Тогда вся семья будет здорова. Под порог новой конюшни закапывали березовое полено, чтобы кони не болели, а в поля втыкали березовые ветки. Считалось, что они могут обеспечить хороший урожай хлеба и льна, ведь береза была еще и символом плодородия.

Само слово «береза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь» . Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева. Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с девичьей красой и женским началом, точно так же, как дуб и тополь стали ассоциироваться с мужественностью. Отголоски этих верований отразились в многочисленных древних обрядах. Если в дом приходили гости с такими словами: «У вас есть береза, а у нас – дуб… » – то это значило, что к девушке посватались родители будущего жениха. В некоторых славянских племенах было принято покрывать тела умерших женщин березовыми ветками, считалось, что так душа женщины перейдет березе. В многочисленных народных песнях, особенно свадебных, русская девица сравнивается именно с березой. Многие народы верили, что после смерти девушка превращается в березку.

Береза и березовые ветки были неотъемлемой частью языческого праздника Семика, который в древности отмечался 4 июня, а после распространения христианства – чаще всего в седьмой четверг после Пасхи. Считалось, что в этот день заканчивается весна и наступает лето. В этот же день с утра было принято ходить на кладбище и украшать ветками березы могилы родственников, а после обеда начинались народные гулянья. Главным действующим лицом в этот день была береза. По традиции молодые девушки шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями начинали его украшать бусами и лентами, а главное – сплетали ветви березы в венки, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях березы. После украшения деревца девушки садились в его тени, причем которая из них сядет первой, та и замуж выйдет первой. В тени березы девушки расставляли угощение, обедали, пели песни и водили вокруг березы хороводы. Во всех этих действиях был определенный смысл: девушкам было важно подружиться («покумиться» ) с русалками, чтобы узнать свое будущее.
Александр Кшнякин Мыслитель (5103) 13 лет назад
Потому что лип и дубов хватает в жизни.
Мария Аралова Ученик (148) 7 лет назад
Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью? Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать!

На русском севере береза считалась несчастливым деревом, поэтому на том месте, где когда-то росли березовые рощи, дом никогда не строили. В Сольвычегодске никогда не пользовались березовыми дровами, считая, что от этого в доме заведутся клопы. А на Карпатах верили, что стоит женатому мужчине посадить березу около дома, и кто-нибудь из домочадцев в скором времени должен умереть. Но чаще всего береза считалась все-таки добрым, счастливым символом. Ее часто сажали рядом с домом для того, чтобы обезопасить его от молний. Также считалось, что береза может отпугивать злые силы и даже лечить болезни. Если в доме заболевал ребенок, то его купали, а эту воду выливали под березу, произнося специальное заклинание.

У различных славянских племен существовали собственные верования, связанные с березой. Так, у народов, проживавших в районе современного Люблинского воеводства на юго-востоке Польши, в древности существовал обычай во время строительства нового дома ставить в передний угол ветку березы. Тогда вся семья будет здорова. Под порог новой конюшни закапывали березовое полено, чтобы кони не болели, а в поля втыкали березовые ветки. Считалось, что они могут обеспечить хороший урожай хлеба и льна, ведь береза была еще и символом плодородия.

Само слово «береза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь» . Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева. Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с девичьей красой и женским началом, точно так же, как дуб и тополь стали ассоциироваться с мужественностью. Отголоски этих верований отразились в многочисленных древних обрядах. Если в дом приходили гости с такими словами: «У вас есть береза, а у нас – дуб… » – то это значило, что к девушке посватались родители будущего жениха. В некоторых славянских племенах было принято покрывать тела умерших женщин березовыми ветками, считалось, что так душа женщины перейдет березе. В многочисленных народных песнях, особенно свадебных, русская девица сравнивается именно с березой. Многие народы верили, что после смерти девушка превращается в березку.

Береза и березовые ветки были неотъемлемой частью языческого праздника Семика, который в древности отмечался 4 июня, а после распространения христианства – чаще всего в седьмой четверг после Пасхи. Считалось, что в этот день заканчивается весна и наступает лето. В этот же день с утра было принято ходить на кладбище и украшать ветками березы могилы родственников, а после обеда начинались народные гулянья. Главным действующим лицом в этот день была береза. По традиции молодые девушки шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями начинали его украшать бусами и лентами, а главное – сплетали ветви березы в венки, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях березы. После украшения деревца девушки садились в его тени, причем которая из них сядет первой, та и замуж выйдет первой. В тени березы девушки расставляли угощение, обедали, пели песни и водили вокруг березы хороводы. Во всех этих действ
Похожие вопросы