Mail.Ru Почта Мой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоиск

как правильно пишется "ни о чем" или "не о чем?

Ученик (7), закрыт 3 года назад
Лучший ответ
и так и так правильно

В известном шлягере поется: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил… " Или все-таки "ни пророчил"? Что перед нами - утверждение или отрицание? По сравнению с отрицательной частицей не частица ни употребляется гораздо реже, но именно с различением этих частиц связано немало трудностей в русском письме.

К "прозрачным" случаям употребления ни относятся:

ни в устойчивых выражениях
- Ни дать ни взять; ни свет ни заря; ни днем ни ночью; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни рыба ни мясо; ни то ни се (запятой не разделяются!) .
- Ни один - т. е. никто (не один - много) ; ни разу - нисколько (не раз - много раз, несколько раз) .
- Ни с места! Ни шагу назад!

парное употребление ни: ни-ни (Ни хлеба, ни зрелищ народ не получил) .
В подобных предложениях отрицательную частицу ни можно заменить и или вовсе опустить - смысл высказывания сохранится. (И хлеба, и зрелищ народ не получил. Хлеба, зрелищ народ не получил. )

К трудным случаям употребления ни можно отнести следующие:

ни для усиления отрицания
В предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет, не) : Нет ни копейки денег. Не дал мне ни рублика. Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки в кармане. Ни копеечки не было в кармане.

существует еще двойное отрицание с не (Не мог не заметить. Нельзя не сознаться) . Это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а не отрицания (Не мог не заметить - заметил. Нельзя не сознаться - надо сознаться) . Чтобы не сделать ошибок, подберите синонимические замены выражениям и словам, тогда многое прояснится; старайтесь не запоминать правила, а понимать их и заострите внимание на примерах, иллюстрирующих правила.

употребление ни при местоимениях и наречиях
Кто ни пройдет, след оставит (кто ни пройдет - всякий пройдет) .
Где бы ни остановился, всюду узнают (где бы ни остановился - где угодно остановился) .
Какой бы дорогой ни шел, везде тупик (какой бы дорогой ни шел - любой дорогой шел) .
В таких предложениях местоимения и наречия с ни можно легко заменить синонимическими конструкциями. Ни употребляется с местоимениями и наречиями в тех случаях, когда нет восклицания и вопроса.

в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (при наличии или возможности подстановки усилительных частиц только, уж) пишется не: Где он не бывал? Кто не любил его! Какие думы не передумал!

в уступительных придаточных для усиления утвердительного смысла употребляется только ни: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил... " ("отправлюсь", невзирая на то, что "пророчит путь"). То есть, что бы там ни пелось, писать-то нужно все-таки ни.
Остальные ответы
разговор ни о чем

нам с тобой не о чем разговаривать
Этот фильм ни о чём. (Дурацкий фильм)

Нам говорить не о чем.
ЗАВИСИТ ОТ КОНТЕКСТА! например Я НИ ОЧЕМ НЕ ДУМАЮ! и НАМ С ТОБОЙ НЕ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ! чувствуете разницу?
Смотря на какую гласную ударение. "НЕ о чем поговорить", "ни о чЁм не рассказывай" Под ударением пишется Е.
в зависимости от ударения. НЕ о чем, Ни о чЕм
говорить ни о чем - трепаться без особой темы. (ударение на слово чем) . говорить не о чем (с ударением на слове не) - нет смысла разговаривать вообще.
Смотря в каких случаях: " разговор ни о чем", но " мне не о чем разговаривать"
Оба варианта правильные. Все зависит от того в каком словосочетании они применяются. Например, правильным будет написать - "Я ни о чем не жалею" и также правильно написать - "Нам не о чем говорить"
Всё зависит от контекста.
Пример: 1)Мне это ни о чём не говорит.
2)Нам с вами не о чем разговаривать.
Заметьте, как варьируется чем/чём - это тот случай, когда нельзя буквой Ё пренебрегать!
Смотря на смысол текста.
поставьте правильно ударение и будет понятен смысл выражений: мне НЕ о чем с тобой говорить или не хочу НИ очем думать сейчас, я подумаю обо всём завтра.
Мы ни о чём таком и не думали.
Разговаривать было не о чем.
(как слышится так и пишите)