На носу тест по философии-950 вопросов
Ответье на один, те кто разбираются. Чем отличаютсяноминализм от концептуализма в средневековой философии. Спасибо:)
могу вкратце помочь ответить или посоветовать учебники, но только вечером в субботу. Пишите вопросы
Номинализм - филос. , схоластическое метафизическое учение, возникшее в XI в. ; представитель его, Росцеллин, утверждал, что вне нашего ума не существует никаких реальностей, которые соответствовали бы тому, что мы называем родовыми понятиями (universalia); существуют только названия (nomina) этих понятий, слова, звуки голоса (flatus vocis). Это учение было осуждено, как ересь, на суассонском соборе (1092), так как в применении к св. Троице оно носило явно политеистический характер. Противополож. реализм средневековый. -В психологии Н. - учение, по которому общее существует лишь в уме человека, называется также концептуализмом.
Концептуализм - (от лат. сопсерtus - мысль, понятие) , термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий.
Исторически К. возник как направление ранней схоластики (11-12 вв.) , стремившееся сочетать основные постулаты широко распространённого в то время неоплатоновского реализма (см. Неоплатонизм) с метафизикой аристотелизма, приобретавшей всё большее влияние среди представителей теологической ортодоксии. В философии этого периода доминируют две основные проблемы универсалий: онтологическая, поставленная Платоном, - о реальном (объективном) существовании общего (единого) "до и помимо" единичных вещей, и методологическая, поставленная Аристотелем, - об общем (едином) как основе доказательства. Классическим примером концептуалистского решения этих проблем считается теория универсалий П. Абеляра (заимствованная им по существу у Ибн Сины) , согласно которой универсалии существуют до сотворённой природы в божественном разуме в качестве "концептов" бога и прообразов единичных вещей; универсалии существуют в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному и тому же тождественно между собой) ; наконец, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий. В поздней схоластике близкой к такой трактовке универсалий была позиция Иоанна Дунса Скота и в особенности Фомы Аквинского.
Схоластический К. является по существу теистическим: общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в "вещном мире", как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божественном разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония) . Позднее, уже в новое время, когда интерес к указанным выше проблемам ослабевает и в философских системах значительное место начинает занимать психологическая проблема образования общих понятий, К. постепенно утрачивает характер философско-теологической доктрины и становится одним из принципов теории познания, согласно которому общее рассматривается только как результат абстракции.
Во, мня, философы дают! Надо играть в такую игру: вы преподу вопрос, он - вам. По счету правильных ответов пусть ставит оценку. Спросите у него, чем "Балтика-3" отличается от "Оболонь-Премиум". Я так играл однажды с историком в институте и выиграл
не завидую.
КУпи краткий философский словарь, хотя бы половину ответов найдешь