Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Насколько сильное оскорбление могло в средневековье нанести слово "скоморох" русскому человеку, которого им назвали?

Петр Хатунцев Мудрец (13186), закрыт 17 лет назад
Почему люди так воспринимали и боялись этого слова?
Лучший ответ
Ольга Дубровская Мудрец (10772) 17 лет назад
Царским приказом во времена Иоана Грозного скоморохи на Руси были объявлены вне закона. Их казнили без суда и следствия. Такое прозвище, естественно, было позорным для любого другого человека.
Остальные ответы
Secret Искусственный Интеллект (899273) 17 лет назад
Этимология названия «скоморох» соответствует древнейшей традиции ряжения, ношения масок и костюмов звериных и чудовищных, издревле принятых как в Европе, так и наРуси на время народных праздников. Само имя связано с маской, ряжением и происходит от арабского «maskharai» (смех, насмешка, глум) .
В Греции данное слово получило значение «буффон» , «потешник» , откуда и возникло русское «машкара» , т. е. маска.
В дальнейшем посредством перестановки букв «маскарас» превращается в «скамарас» и окончательно закрепляется в форме «скоморох» .

Без скомороха — профессионального проводника и носителя народного веселья - в период средневековья не обходился ни один праздник, православного или языческого происхождения, семейный или общенародный. Образ скомороха сложился, очевидно, в результате слияния древнерусского певца-гусельника и «ряженого» — участника языческого празднества, развлекавшего собравшихся своим «беснованием» .

С утверждением на Руси православной веры скоморохи, равно как и всяческие зрелища с их участием, подпадают под запрет и осуждение церкви. От «москолудства» (т. е. ношение масок и костюмов) предостерегал архиепископ Лука в XI в. : «Москолудство вам братие нелепо имети...» .
Сама идея превращения-перехода в иной образ казалась дикой и противоестественной задолго до утверждения ее в народном русском фольклоре для византийских отцов церкви: человек есть творение Божие и всякое произвольное изменение собственного обличья расценивалось как вмешательство в божественное творение, т. е. считалось кощунством. «Не пустота ли и не безумие ли, --возмущался в VI в. Максим Турский, — когда созданные Богом люди превращают себя то в скотов, то в диких зверей, то в какие-либо чудовища» Непристойность, намеки на физиологическую и половую сферу были основной темой, рассчитанной на всеобщее увеселение. По свидетельству Н. Костомарова, песни скоморошеские «были большею частью содержания, оскорбляющего стыдливость, их танцы были непристойны; наконец, их позоры также имели предметом большею частью что-нибудь соблазнительное и тривиальное. В результате о скоморохах складывается понятие как об «искусниках на все руки, представителях бесовских потех, сатанинских игр, играющих на бесовских музыкальных орудиях» , как о «слугах или исчадиях дьявола, обреченных в будущей жизни на вечный плач и вечные страдания в аду» , т. е. понятие, приближающее скоморошеское ремесло к колдовству, чародейству и знахарству.
Так что, отношение людей было двойственное. Интерес и осуждение. Для верующего человека это было неприемлемо. В "Домострое" (XVI в. ) о пире, сопровождаемом музыкой, танцами и весельем, так говорится: "И аще начнут.. . смехотворение и всякое глумление или гусли и всякое гудение и плясание и плескание и всякие игры бесовсие, тогда, якож дым отгонит пчелы, тако-жь отыдут ангели Божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут".
Пользователь удален Просветленный (45748) 17 лет назад
Скоморохи - бродячие музыканты на Руси.... проблема в том, что они своими действами тешили народ по принципу хочешь-не хочешь... то есть вся деревня должна была платить за их представление.... Это часто вызывало раздражение... т. к. скоморохи отличались еще и дерзостью. Потом вышел указ о запрете бродяжничества музыкантов (ибо уподоблялись они вымагающим деньги цыганам).
Похожие вопросы