Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

Ахренеть какая Мыслитель (9545), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
*КЛИМА* . RE Гений (54419) 13 лет назад
Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Стебли, вырастающие ранней весной, прямостоячие, неветвистые, высотой до 20 см, несут по одной цветочной корзинке, состоящей из желчных язычковых и трубчатых цветков. Листья прикорневые, крупные, округлые, сверху зеленые, снизу голые, бело-войлочные, с длинным желобчатым черешком, развиваются после отцветения. Цветет в апреле — мае. Ценный нектаронос

Используются цветочные корзинки, которые собирают в начале цветения с остатком цветоноса не более 5 см, и листья — в июне, ощипываемые до половины черешка. Высушенное растение имеет горьковатый с ощущением слизистости вкус, без запаха.

В цветочных корзинках найдены фитостерины, дубильные вещества, желтый пигмент. В листьях — горький гликозид туссилягин, аскорбиновая кислота, полисахариды инулин и декстрин, галовая, яблочная и винная кислоты, эфирное масло, дубильные вещества (до 17%), сапонины, каротин, ситостерин, слизь (до 10%), танин (до 17%).

Растение обладает противовоспалительным действием, усиливающим секрецию бронхиальных желез, смягчающим, отхаркивающим и потогонным действием. В эксперименте установлено спазмолитическое действие водного отвара листьев.

Применяется при заболеваниях дыхательных органов, катаре верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине.

В Болгарии, помимо указанных заболеваний, применяется при воспалении желудочно-кишечного тракта, при отсутствии аппетита и при кожных заболеваниях, как смягчающее средство.

Отвар из листьев или размятые листья, по данным болгарских ученых, действуют облегчающе при воспалении вен ног и при воспалении кожи.

Используется при заболеваниях дыхательных путей, кашле, хрипоте, воспалительном процессе слизистой оболочки зева, бронхите, плеврите, бронхиальной астме, воспалении желудочно-кишечного тракта, отсутствии аппетита и др.

Наружно — в форме компрессов, из отвара или из раздавленных листьев при нарывах, воспалении вен, ожогах, опухолях, ранах, гнойных заболеваниях кожи; при воспалении горла — в виде полосканий; при воспалительных заболеваниях кишечника — в виде клизм, внутрь — в виде порошка — 1 г запивать горячим молоком или медовой водой.

Во Франции мать-и-мачеха используется как грудной элексир в соединении с другими травами.

Настой цветков рекомендуется как отхаркивающее средство при кашле.

В отечественной народной медицине настой из листьев и отвар употребляются при кашле, удушье, водянке, золотухе. Сок из свежих листьев и корней — при туберкулезе, малярии, в качестве желчегонного и потогонного средства. Наружно (в виде кашицы из свежих листьев) — против опухолей, нарывов, фурункулов. Свежие листья гладкой стороной прикладывали к голове при головных болях. Листья и цветки являются составными частями грудного и потогонного сборов.

Рецепты:

лист мать-и-мачехи 40 г, лист подорожника 40 г, корень алтея 40 г, корень аралии 20 г, трава душицы 20 г, трава мяты 10 г, корень одуванчика 20 г. 2 столовые ложки измельченного фитосбора залить 0,8 л кипятка, держать на кипящей водяной бане 10-15 минут, слить в термос, настоять ночь. Принять в течение суток по 100-150 мл. Показан при упорном кашле, скудной мокроте, угрозе кровотечения, ослабленным больным.
Две столовых ложки листьев на стакан кипятка, настоять 4 часа, процедить. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день
Остальные ответы
Ruskom Мыслитель (6694) 13 лет назад
МАТЬ-И-МАЧЕХА, род многолетних трав семейства сложноцветных. 1 вид, в умеренном поясе Евразии, в Сев. Африке, Сев. Америке. Ранний медонос. Листья используют в медицине (отхаркивающее средство) .
Мата Хари Просветленный (29421) 13 лет назад
Вот что удалось накопать.

Лечебные свойства мать-и-мачехи были известны еще в Древней Греции и Риме.
Диоскорид и Плиний рекомендовали отвар из ее листьев при легочных заболеваниях и кашле. Гиппократ также применял ее как отхаркивающее средство и в виде припарок при нарывах.
Листья мать-и-мачехи используют при различных заболеваниях верхних дыхательных путей: ларингитах, трахеитах, хронических бронхитах. Входит она и в состав многих грудных и потогонных сборов. Противопоказаний к применению нет.
Выраженные противовоспалительные свойства растения способствовали широкому использованию его в косметике. Сок или кашицу из свежих листьев назначают при фурункулезе, абсцессах и раздражении кожи, для выведения мозолей.
При выпадении волос, перхоти, зуде кожи головы после мытья рекомендуется 1 – 2 раза в неделю втирать в корни волос настой из смеси листьев мать-и-мачехи и крапивы в соотношении 1:1.

Мать-и-мачеха - из числа растений-универсалов. Она успокаивает кашель, уменьшает и прекращает воспалительные процессы, стимулирует секреторную деятельность различных желез, возбуждает аппетит, обладает ранозаживляющим свойством. Отвар и настой листьев пьют при заболеваниях органов дыхания, охриплости голоса, кашле, бронхите, бронхиальной астме, воспалении слизистой желудка и кишечника. Облегчающе действует он при воспалении вен ног, воспалительных процессах кожи.
Компрессы из раздавленных листьев или отвара мать-и-мачехи назначают при нарывах, ранах, опухолях, ожогах, гнойных заболеваниях кожи. В виде полосканий при воспалении горла.
В научной медицине листья мать-и-мачехи используют как эффективное отхаркивающее и мягчительное средство. Растение входит в состав грудных и потогонных чаев, применяемых при бронхитах, ларингитах, бронхоэктазах, абсцессе и гангрене легких.
Если препарат в виде порошка, разовую дозу (1 г) запивают горячим молоком или медовой водой.