Какой музей расположен неподалеку в Каунасе от музея Чюрлениса?
"Тысяча чертей! "
Музей чертей в каунасе
В городе водятся черти, самые настоящие! Сотни тысяч людей, побывав в Каунасе, могут подтвердить, что видели там множество чертей!
Не тысяча, правда, три с лишним сотни чертей собраны в одной комнате. Первым показывают жемайтийского черта с великолепным конопляным хвостом. Он не очень совершенен – даже стоять сам не может, прислонен к стене - но именно он и является подлинным образцом литовского народного творчества.
Второго черта принесли сюда вместе с грозным соседом – черт был вырезан из дерева вместе с архангелом Михаилом, весьма усердно топтавшим отбивающегося беса. Собиратель поступил не очень благочестиво – он освободил черта и поставил рядом с собратом.
Два черта – это уже немало, и очень им в компанию пришелся маленький хитрый литовский чертик – шпиерас. У него узкая специализация - он является на землю только по субботам и идет прямо на танцы. Там молодые люди чаще всего знакомятся друг с другом, и шпиерас принимает обличье пригожего парня, чтобы обманывать бедных девушек. Опознать его можно только одним способом: наступить во время танца партнеру на ногу – если есть копыта, значит, черт! Обидно только, что настоящий парень может посчитать осторожную девицу… коровой неуклюжей, которая не может круг протанцевать без того, чтобы партнеру ноги не отдавить! А такая ссора или обида – тоже шпиерасу пожива…
Все больше и больше людей узнавало о коллекции каунасского художника Жмуйдзинавичюса, и подарки сыпались один за другим. Появился украинский «черт с черевичками» - тот самый, что летал с кузнецом Вакулою на спине в царский дворец; и молдавский «черт на табачном листе» - всем известно, что табак – чертово зелье; и «черт-шутник» из Польши – тот, который за свою шутку семь лет в батраках у бедняка служил. По почте пришла весьма экстравагантная статуэтка – «Ленинградский черт после блокады» - худой, злющий. И ведьма вскорости появилась. И кроме нее – «Чертиха из Каунаса» , «подруга черта» , «черт-баба» - никакой дискриминации. Пришлось музей открывать…
…Литовская народная скульптура – явление в некотором роде уникальное. Поразительно в ней то, что она основана на христианской иконографии и до нашего времени хранила верность религиозным сюжетам, практически не оставив нам ни бытовых, ни жанровых сцен, ни анималистических образов. Для народного искусства, которое всегда тяготело к фольклору и быту и никогда не было чисто религиозным, это необычно.
Церковь недолго поощряла завидную набожность вчерашних язычников, легко перешедших с сюжетов одной религии на темы другой. В послании, обнародованном в 1752 году, жемайтийский епископ Тишкявичус возмущался: «По Жемайтии ходят весьма негодные скульпторы, а вернее - изготовители изображений святых, по своему виду и жестам ничего общего не имеющих со святой традицией…» . Что правда – то правда. Благолепия в этих скульптурах с виду не так и много. Даже литовское название их – «девукай» - буквально переводится на русский как «божки» . Дева Мария, воин Юргис–Георгий и пахарь Изюдорис - наиболее понятные и родные защитники – стали излюбленными сюжетами скульптур. Горе Марии было таким земным и понятным, что скульпторы-самоучки бесхитростно рисовали на щеках ее крупные слезы и вкладывали в руки платок…
А черт… вот черт и был единственным жанровым противовесом канону. Во всем христианском мире люди лишний раз помянуть его боялись – а литовцы запросто помещали его изображения в доме. В литовских сказках черт играет далеко не последнюю и, что важно – не всегда отрицательную! – роль.
…Деревянные черти из Африки, Японии, Франции, Германии, Канады, Италии. Разные черти живут в Каунасе: и свирепые, и шкодливые, и грустные. За каждым – своя философия, своя житейская мораль… Вот, например, такая: «И черти ангелами были, пока в ад не попали» - иными словами, легче быть праведником, коли жизнь позволяет…
Музей ЧЕРтей