Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Чем именно руководствовался Д. И. ХАРМС при написании анекдотов про Толстого, Пушкина, Гоголя и т. д.???

Максим Чуев Мастер (1911), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
sam sam Мудрец (16825) 16 лет назад
Ольга Высоцкая. Смех как условие смысловой коммуникации (анализ феномена на примере творчества Хармсa).

Глубже всякого дна – поверхность и кожа.
Делёз Ж. Логика смысла.

Творчество Даниила Хармса (1905–1942), одного из новаторов советского литературного авангарда 1920–1930-х годов, до сих пор остаётся малоизученным. Только в 2001 году вышло в свет наиболее полное собрание его сочинений [7]. В ракурсе постмодернистского прочтения, философского анализа Хармс не рассматривался практически никогда. При этом остаётся несомненным влияние Хармса на русский рок (Б. Гребенщиков, А. Гуницкий, В. Бутусов) , на современную русскую сказку (Ю. Коваль, Н. Клюев) , российский литературный постмодерн (В. Пелевин) .

Творчество Хармса несёт на себе печать народной смеховой культуры. Одновременно, абсурдистские темы и сюжеты, присущие произведениям Хармса, содержат огромный потенциал слово- и смыслотворчества и элитарны по своей сути. Поэтому при анализе работ Хармса нас интересовали: сущность влияния его стиха на читателя; структура, конструкция письма; универсальные мотивы письма; бытийные основания стиха; гиперреальность стиха; суть "первописьма"; коммуникативный ряд стиха.

Хаосмос – таково состояние стиха Хармса. Д. Джойс, введя понятие "хаосмос", соединил в нём понятия хаоса, космоса и осмоса. Хаосмос предполагает отсутствие самой оппозиции "смысл"–"нонсенс" [5, с. 937]. Плюральность стихов Хармса задает возможности для игры, иронии, самоиронии, смеха и страха, "метафизики отсутствия" и "онтологии прорыва".

Творчество Хармса также обусловлено определённым историческим мироощущением как ответом на социальные изменения русского общества начала ХХ века. "Будетлянство" – это протест против манипуляций смыслом, его программная цель – желание придать слову самоценное значение. Русский авангард связывал себя с анархизмом как политическим и мировоззренческим движением. Именно поэтому творчество Хармса контркультурно по своей направленности. Это радикальный опыт видения мира посредством разрушения традиционных нормативно-аксиологических шкал. Отсюда – стремление к низвержению авторитетов. Средством подобного процесса является анекдот (анекдоты о Пушкине, Гоголе, Достоевском и т. п.) , а также "сказки". Способом изложения – детский взгляд на события, в котором простота, безыскусность восприятия разрушают "здравый смысл" и "взрослые" стереотипные представления о реальности. Его произведения апеллируют к так называемому "чистому" сознанию – сознанию без норм и точно определённых понятий. Движение от комического к трагическому, от апофатического – к апокалипсическому и снова – от слёз к смеху – вот движение настроений стиха Хармса.

Первоистоками слова являются сами моменты бытия как такового. Бытие как неведомое, сокрытое. И бытие как не-сокрытость. Не-сокрытость предстаёт как язык, символика времени. Будетлянство, русский авангард начала ХХ века, стали первым отзвуком революций и падения жизнеустройства русского общества. Русский постмодерн конца ХХ века вобрал в себя всё те же черты разрушения старого посредством искажений, смещений смыслов, абсурда, ироничности. Но в отличие от начала ХХ века, его конец знаменуется критикой, пессимизмом и неверием в "светлое" будущее. Творчество Хармса, эволюция стиха которого прошла от веры к безверию, от оптимизма к безысходности, может раскрыть все перипетии этого перехода.

Подробнее - в статье по ссылке, здесь выдержки.
Остальные ответы
Мик Маттоо Гуру (3299) 16 лет назад
своим немало парализованным сознанием.. . просто извратно больным своим воображением... .
Екатерина Мыслитель (6030) 16 лет назад
Это не Хармс написал. А русские художники. Наверное, желанием сделать словесный шарж на классиков, оживить интерес к ним.
Таня Попович Мастер (1544) 16 лет назад
Возможно, он просто хотел освободить их от бронзы памятников, которыми их сделали еще при жизни, помочь им сбежать с монументальных постаментов и золоченых рам портретов, показать, что даже всеми признанные гении - не только святые, исполины духа, пророки и т. д. , а и просто люди со своими слабостями, недостатками, "тараканами". Да, это дерзко, странно, возможно, иногда чересчур, но это просто по-человечески. Хармс очеловечил и приблизил к читателю этих небожителей, заброшенных туда тяжелой рукой лит. критиков и заумных снобов.
Похожие вопросы