sam sam
Мудрец
(16825)
16 лет назад
Ольга Высоцкая. Смех как условие смысловой коммуникации (анализ феномена на примере творчества Хармсa).
Глубже всякого дна – поверхность и кожа.
Делёз Ж. Логика смысла.
Творчество Даниила Хармса (1905–1942), одного из новаторов советского литературного авангарда 1920–1930-х годов, до сих пор остаётся малоизученным. Только в 2001 году вышло в свет наиболее полное собрание его сочинений [7]. В ракурсе постмодернистского прочтения, философского анализа Хармс не рассматривался практически никогда. При этом остаётся несомненным влияние Хармса на русский рок (Б. Гребенщиков, А. Гуницкий, В. Бутусов) , на современную русскую сказку (Ю. Коваль, Н. Клюев) , российский литературный постмодерн (В. Пелевин) .
Творчество Хармса несёт на себе печать народной смеховой культуры. Одновременно, абсурдистские темы и сюжеты, присущие произведениям Хармса, содержат огромный потенциал слово- и смыслотворчества и элитарны по своей сути. Поэтому при анализе работ Хармса нас интересовали: сущность влияния его стиха на читателя; структура, конструкция письма; универсальные мотивы письма; бытийные основания стиха; гиперреальность стиха; суть "первописьма"; коммуникативный ряд стиха.
Хаосмос – таково состояние стиха Хармса. Д. Джойс, введя понятие "хаосмос", соединил в нём понятия хаоса, космоса и осмоса. Хаосмос предполагает отсутствие самой оппозиции "смысл"–"нонсенс" [5, с. 937]. Плюральность стихов Хармса задает возможности для игры, иронии, самоиронии, смеха и страха, "метафизики отсутствия" и "онтологии прорыва".
Творчество Хармса также обусловлено определённым историческим мироощущением как ответом на социальные изменения русского общества начала ХХ века. "Будетлянство" – это протест против манипуляций смыслом, его программная цель – желание придать слову самоценное значение. Русский авангард связывал себя с анархизмом как политическим и мировоззренческим движением. Именно поэтому творчество Хармса контркультурно по своей направленности. Это радикальный опыт видения мира посредством разрушения традиционных нормативно-аксиологических шкал. Отсюда – стремление к низвержению авторитетов. Средством подобного процесса является анекдот (анекдоты о Пушкине, Гоголе, Достоевском и т. п.) , а также "сказки". Способом изложения – детский взгляд на события, в котором простота, безыскусность восприятия разрушают "здравый смысл" и "взрослые" стереотипные представления о реальности. Его произведения апеллируют к так называемому "чистому" сознанию – сознанию без норм и точно определённых понятий. Движение от комического к трагическому, от апофатического – к апокалипсическому и снова – от слёз к смеху – вот движение настроений стиха Хармса.
Первоистоками слова являются сами моменты бытия как такового. Бытие как неведомое, сокрытое. И бытие как не-сокрытость. Не-сокрытость предстаёт как язык, символика времени. Будетлянство, русский авангард начала ХХ века, стали первым отзвуком революций и падения жизнеустройства русского общества. Русский постмодерн конца ХХ века вобрал в себя всё те же черты разрушения старого посредством искажений, смещений смыслов, абсурда, ироничности. Но в отличие от начала ХХ века, его конец знаменуется критикой, пессимизмом и неверием в "светлое" будущее. Творчество Хармса, эволюция стиха которого прошла от веры к безверию, от оптимизма к безысходности, может раскрыть все перипетии этого перехода.
Подробнее - в статье по ссылке, здесь выдержки.
Таня Попович
Мастер
(1544)
16 лет назад
Возможно, он просто хотел освободить их от бронзы памятников, которыми их сделали еще при жизни, помочь им сбежать с монументальных постаментов и золоченых рам портретов, показать, что даже всеми признанные гении - не только святые, исполины духа, пророки и т. д. , а и просто люди со своими слабостями, недостатками, "тараканами". Да, это дерзко, странно, возможно, иногда чересчур, но это просто по-человечески. Хармс очеловечил и приблизил к читателю этих небожителей, заброшенных туда тяжелой рукой лит. критиков и заумных снобов.