Татьяна Алексеевна Маврина-Лебедева проявила свое дарование в различных творческих направлениях. Она создала циклы зарисовок, посвященные старинным русским городам, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, ряд мультфильмов. Особое место в ее творчестве заняло иллюстрирование книг для детей. Наиболее известно оформление сказок А. С. Пушкина, сборники "По щучьему велению", "Русские сказки", " За тридевять земель". Маврина выступала и как иллюстратор собственных книг: "Сказочные звери", "Пряники пекутся, коту в лапы не даются", "Сказочная азбука".
Обращение к традициям народного искусства, к национальным истокам сказки помогло Мавриной развить чувство декоративности, стать певцом русской сказки, в пластических зримых образах соединить фантастику с окружающей жизнью.
Улица, Государственная Третьяковская галерея.
Яркая декоративность, острота и непосредственность восприятия мира, веселая насмешливость, артистизм исполнения пронизывают творчество Мавриной. Ее называли "русским Матиссом". "Ее московские пейзажи – будь они серые или яркие – всегда какие-то веселые, будто смеющиеся, даже смешные", – писала коллега Мавриной по группе "Тринадцать" Ольга Гильдебрандт. В пейзаже "Улица" всё кажется живым, одушевленным – разноцветные дома, нелепые кособокие машины, трамваи, повозки, все словно приплясывают вместе с рыжей лошадкой и неуклюжими пестрыми фигурками.
Кот-котофей Иванович. Иллюстрация к книге "Сказочная азбука"
Неповторимый "мавринский стиль" основан на принципах и формах прозведений народного искусства: силуэтное решение композиции, яркий колорит, многоярусное развертывание сюжета и др.
Легкость, свобода и непринужденность рисунка, изящество линий, богатство колорита, тонкость цветовых отношений, строгий отбор средств, кажущаяся детскость изображения присущи брызжущим веселостью и энергией иллюстрациям Мавриной.
Колорит книг Мавриной тесно связан с выведенными веками цветовыми формулами народного искусства. Цветовой фон ее листов плотно заселен пятнами разной величины и формы, изображение не читается на этом фоне, но вырастает из него. Художница смело обобщает форму, стремится к яркому, мажорному звучанию произведений.
Одной из первых книг, которую иллюстрировала Маврина, была "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Увлечение А. С. Пушкиным осталось на всю жизнь. Изящные буквы, заставки, украшения, естественно сочетающиеся с сюжетными иллюстрациями, придают оформлению книги цельность и стилевое единство, отвечающее поэтической цельности сказок Пушкина. Единственная среди советских художников была удостоена премии Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.
Большое значение в творчестве Мавриной - иллюстратора сказок имеет и внимательное изучение ею старинной русской архитектуры. Изображая ансамбли Сергиева-Посада, Переславля- Залесского, Москвы, Ростова Великого и других городов, художница в каждом листе находит особый цветовой ключ, передает общенациональные черты богатой, узорчатой, строго гармоничной древнерусской архитектуры.
Важнейшая особенность искусства Мавриной - связь поэзии сказки и пластической красоты разных видов народного декоративно-прикладного искусства. В нарядной красочности иллюстраций можно увидеть обаяние народной глиняной игрушки, русского лубка, бытовой керамики, пряников, изразцов, старинных костюмов. Творчество Т. А. Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.