Мария Игнатьева
Мудрец
(12487)
16 лет назад
Летний сад. История создания. Мраморные скульптуры
Летний сад создавался в соответствии с указаниями и вкусами Петра I, который желал иметь резиденцию "лучше, чем у французского короля в Версале". Европейская мода того времени требовала, чтобы сады украшались декоративными скульптурами. Статуи устанавливались вдоль аллей и на площадках, они украшали фонтаны, галереи, садовые павильоны. году. Датский посланник при русском дворе Юст-Юль видел "...с лишком 30 больших и малых статуй художественной работы".
Приобретением скульптур в Италии занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства Савва Рагузинский и Юрий Кологривов. Статуи и бюсты закупались в мастерских скульпторов или изготавливались на заказ. При украшении Летнего сада произведениями скульптуры его устроители строго придерживались правил подбора сюжетов и тем, бытовавших в Европе и изложенных в специальных справочниках. Собрание Летнего сада - первая коллекция светской скульптуры в России. С ее помощью Петр I намеревался знакомить своих подданных с античным искусством, мифологией, прививать им художественный вкус.
Скульптурное украшение садов того времени отражало, в той или иной мере, представления об устройстве мироздания (четыре времени года, время суток, божества и стихии) , о добродетелях и пороках, о символах процветания и славы государства.
Особо следует выделить скульптуры, в аллегорической форме указывающие на важные для России общественно-политические события, прославляющие реформаторскую деятельность Петра I, его военные победы ("Ништадтский мир", "Слава", "Минерва", "Навигация").
Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Только в парадной части сада находилось около 150 скульптур. В конце XVIII - начале XIX века часть статуй была увезена в Царское Село, Петергоф, Павловск, часть попала в Эрмитаж. Некоторые скульптуры погибли от наводнений. В настоящее время в Летнем саду можно видеть 91 произведение скульптуры: 38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов. Большая часть из них выполнена итальянскими мастерами, в основном, венецианскими, в конце XVII - начале XVIII века.
В настоящее время Летний сад и Летний дворец Петра I входит в состав Государственного Русского музея.
История строительства Летнего сада
В первые годы (1704-1707) работы по устройству Летнего сада вел под непосредственным руководством Петра I архитектор Иван Матвеев (Угрюмов) . Он расширил границы сада и определил его первоначальную планировку, начал сооружение фонтанов, осушение территорий, создание твердой почвы и посадку деревьев.
Прибывший по требованию императора зодчий Федор Васильев оформил первые дубовые галереи коринфским ордером. К этому времени относятся известные нам самые ранние распоряжения царя о строительстве сада. В одном из них Матвееву предлагалось для подачи воды к фонтанам, устроить в реке, ''которая идет мимо моего двора'', специальное сооружение по приложенному чертежу. В другом документе, Петр приказывает все строения и дворы снести на другую сторону Малой речки (Мойки) . В 1707 году Матвеев умирает, и организацию всех работ и наблюдение за строительством в свое отсутствие Петр поручает А. В. Кикину, а с 1709 года - А. Д. Меншикову.
Над осуществлением задуманного плана под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники, огородники и сотни работных людей. В 1709 году Петр приказал прислать из Москвы в Петербург 13 молодых ребят по 17-18 лет для обучения садовому делу. Их прикрепляли учениками к садовникам - иностранцам. Некоторые из них в последствии работали самостоятльно и проявили выдающиеся способности в садово-парковом искусстве – С. Лукянов, И. Сурмин, И. Яковлев и другие. По распоряжению Петра для обучения садовому делу некоторых молодых людей посылали в европейские государства. В 1717 году в Голландию были направлены ученики Славяно-латинской школы Ермолай Крацев, Данила Овсянников и Иван Алабин. Они ''обучались садовому делу