
У ежа особый способ защиты: почуяв опасность, ёж сворачивается в клубок и выставляет свои острые твёрдые иглы. Попробуй-ка подступись! Впрочем, если бы он пытался убежать, у него всё равно бы ничего не получилось: слишком короткие ноги, да и сам он очень неуклюжий. Если посмотреть на ежа со стороны, то на первый взгляд кажется, будто он хорошо защищён от врагов. Однако врагов у ежа хватает. Особенно опасны ему филины, крупные совы, ястребы с длинными когтями и крепкими клювами, а также лисы. Конечно, есть средства заставить ежа моментально развернуться; для этого стоит только облить его водой или бросить в воду
Такое же действие производит на ежа табачный дым, пущенный ему в нос между иглами, так как его чувствительному органу дым кажется чем-то ужасным; зверек буквально одурманивается им: он сразу вытягивается, подымает кверху нос и, шатаясь, делает несколько нетвердых шагов, пока струя чистого свежего воздуха не приведет его снова в себя.
Собаки ненавидят его до глубины души, выражая это постоянным яростным лаем. Если им приходится натолкнуться на ежа, они выходят из себя, срывая злобу на колючем зверьке. Тот остается в оборонительном положении все время, пока собака занимается им, и предоставляет ей до крови исколоть нос об иглы. Злоба собаки основана, вероятно, большей частью на ее беспомощности в борьбе с этим колючим героем: ее бесит то, что она решительно ничем не может повредить своему врагу и, нападая на него, скорее причиняет боль самой себе. Многие охотничьи собаки не обращают даже внимания на иглы ежа, когда хотят сорвать на нем всю свою ненависть. Лисица, как уверяют, усердно преследует ежа и гнусным лукавством заставляет его развертываться: она медленно подкатывает колючий шар передними ногами к воде и сталкивает его туда или повертывает на спину и опрыскивает своей вонючей мочой; бедный зверек с отчаяния развертывается, в тот же момент хитрая пройдоха хватает его за нос и умерщвляет. Много ежей погибает таким образом, особенно в молодости. Кроме лисицы у ежей есть еще более опасный враг — филин. Когти и клюв филина настолько длинны и не чувствительны, что он легко может схватить ими ежа за его колючее одеяние. Помимо всего этого еще масса ежей делается жертвами зимних морозов. Неопытные детеныши, побуждаемые голодом, отваживаются иногда позднею осенью, ночью, выходить из своих нор и замерзают от холодных утренников; многие погибают также во время зимы в самом гнезде, если оно не защищено как следует от бури и непогоды. Бывает иногда, что за зиму в садах или рощах вымирает все население ежей.
На них в больших количествах водятся клещи и блохи. Например, изучение иксодовых клещей (переносчиков возбудителей клещевого энцефалита, туляремии, бабезиоза крупного рогатого скота, пироплазмоза лошадей) выявили, что ежи находятся в числе хозяев, на которых клещи кормятся во всех фазах развития. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен избавиться. За весенний сезон каждый ёж кормит на себе десятки тысяч иксодовых клещей; в литературу вошла даже особая единица учёта клещей в природных очагах — «еже-час» , означающая количество клещей, собранных ежом за час пробега по очаговому участку леса.