КАБУКИ — один из видов традиционного театрального искусства Японии.
Зародившись во второй половине XVI в. , он прошел путь весьма длительной эволюции и к настоящему времени достиг степени классического совершенства. И хотя период его расцвета уже миновал, Кабуки пользуется широкой популярностью среди японцев даже в наше время.
Уникальность искусства Кабуки состоит в том, что все женские роли исполняются актерами-мужчинами, которых называют «оннагата» . На начальной стадии в театре Кабуки играли преимущественно женщины, но с ростом популярности многие актрисы стали пользоваться чрезмерным вниманием поклонников мужского пола. Поняв, что это может привести к серьезному падению общественных нравов, власти наложили официальный запрет на выступление женщин в театрах в 1629 г.
К середине XVII века со сцен театров Кабуки были изгнаны все женщины, а за ними и миловидные юноши, способные исполнять женские роли. Объяснялось это весьма просто. И женщины и юноши после спектаклей охотно удовлетворяли все плотские пожелания богатых зрителей. Никого не смутила бы любовная связь артистки, обладавшей в те годы самым низким социальным статусом, с каким-либо мастеровым или приказчиком. Но под обаяние актрис, танцовщиц попадали и представители высших кругов, что считалось самым серьезным нарушением существовавшего в средние века законодательства о сословных разграничениях. После серии шумных скандалов последовал строгий указ, допускавший публичные выступления исключительно мужских трупп. Но пьес без женских ролей не было. Значит, женщин надо было заменить мужчинами. И тогда в программках театральных спектаклей появилось слово оннагата, что дословно можно перевести «в виде женщины».
В принципе, ничего страшного не произошло. И до указа правительства мужчины на сцене иногда рядились женщинами и наоборот. Иногда это было вызвано малым числом артистов в труппе, чаще - требованиями жанра, ради того, чтобы вызвать смех у зрителей. Однако теперь женские роли пришлось исполнять мужчинам не только в фарсах, но драмах и трагедиях. А для этого просто напялить на себя парик и платье женщины было недостаточно.
Так как театр уже пользовался всеобщим признанием, женские роли стали играть мужчины и продолжают играть их до настоящего времени. Запрет на актрис действовал в течение почти 250 лет. За это время Кабуки довел до совершенства искусство «оннагата» . В результате, когда запрет был снят, в Кабуки уже не было места для женщин. Кроме того, искусство «оннагата» стало к тому времени неотъемлемой частью театра Кабуки, и, лишившись ее, Кабуки мог безвозвратно утратить свои традиционные качества.