Уженок
Гений
(68348)
16 лет назад
Предшественниками московского автобуса были линейки и омнибусы. Линейки стали курсировать в 1847 году по трем радиальным маршрутам от Красной площади до Смоленского рынка, Покровского (Электрозаводского) моста, Рогожской заставы, а также по диаметральному маршруту от Калужских ворот через центр города до Тверской заставы. В 1856 году конечная станция линеек была перенесена с Красной площади к Ильинским воротам.
Первые маршрутные автобусы появились в Москве в 1907 году. Регулярного автобусного сообщения тогда не было. Многоместные автомобили ходили там, где ремонтировали трамвайные линии.
В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года, а постоянное автобусное движение лишь с 8 августа 1924 года, когда на первый регулярный маршрут между Каланчевской площадью и Тверской Заставой вышли 8 автобусов марки «Лейланд» .
Первый постоянно действующий автобусный маршрут открылся в августе 1924 года. Он связал Белорусский вокзал с Каланчевской площадью. Москоммунхоз закупил партию английских автобусов "Лейланд". "Лейланды" оказались довольно прочными и долговечными. Четырехцилиндровый двигатель объемом 6,6 л и мощностью 61 л. с. разгонял автобус длиной 8 м и массой 5,5 т до 30 км/ч. В салоне на скамейках могли сидеть 28 пассажиров. Правое расположение руля позволяло водителю контролировать расположенные справа же пассажирские двери.
К концу года их насчитывалось уже 79. С 1929 в Москве начали эксплуатироваться отечественные автобусы — Я-6 (Ярославского завода) , с 1934 — ЗИС-8 (Московского завода имени И. В. Сталина) . В 1931 число автобусов в Москве составило 203, а в 1934 — 422 машины.
В 1938 появились новые автобусы ЗИС-16 с обтекаемой формой кузова. В годы Великой Отечественной войны большая часть автобусов была передана для нужд обороны.