Образ Деда Мороза стал известен в России благодаря писателю и князю Владимиру Одоевскому, который в 1840 — написал рассказ «Мороз Иванович» , который являлся литературной обработкой сказки «Морозко» . И только в 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз обзавёлся молодой помощницей — дочкой, которую позже писатели и поэты «переделали» во внучку. Почему — тоже непонятно. После «репрессий» 1927 — 1935 годов Снегурочка надолго пропала и в качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлёвских ёлок. Место её рождения сегодня оспаривают два населённых пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсаков.
http://www.sovets.ru/Holidays/newyear/555.htmКострома считается родиной Снегурочки - маленькой девочки, то ли внучки, то ли приятельницы Деда Мороза, или другой Снегурочки, которая так печально растаяла весной, прыгая с подружками через костер. Стоит разобраться, почему именно Кострома. И надо ли так уж переживать из-за безвременной смерти Снегурочки из сказки? И такая ли уж она милая девочка, как принято считать? Видимо, сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы.
Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была олицетворением зимы, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой - Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.
Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы.
http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/109/