Согласно Плинию, наиболее древними были следующие четыре краски. Мелин, или мелинум (melinum) — белый пигмент, который привозили с острова Мелос в Эгейском море. Этой краской, как пишет Плиний, пользовался Апеллес (вторая половина IV в. до н. э. ) .
Употребление желтой краски — аттической желти (sil atticum) Плиний связывает с деятельностью афинских живописцев Микона и Полигнота (V в. до н. э. ) .
По-видимому, в данном случае речь идет о натуральном пигменте — желтой охре.
Третьей была красная — синопская земля (sinopis terra).
Встречалась она во многих местах, однако наибольшее предпочтение греки отдавали красной земле с острова Лемнос: эта краска «весьма прославляема была от древних вместе с островом, на коем родится» .
Черную (atramentum)—получали искусственным путем. Как писал Плиний, Микон и Полигнот пользовались виноградной черной (tryginon), получаемой пережиганием виноградных выжимок, а Апеллес использовал жже-ную слоновую кость (atramentum elephantinum).
Постепенно ассортимент красок расширялся, и уже во времена Теофраста живописцы знали такие популярные в будущем пигменты, как свинцовые белила, киноварь и аурипигмент, азурит и ярь-медянку, по-видимому, малахит и ультрамарин из ляпис-лазури и некоторые другие.
Но не все эти краски получили такое широкое распространение, как первые четыре. Одни в силу сложности приготовления, другие вследствие дороговизны. При исследовании красок фаюмских портретов, относящихся к I—III векам нашей эры, на многих из них были обнаружены краски только четырех цветов: белая (свинцовые белила) , желтая (охра) , красная (красная земля) и черная (угольная) .
подробнее здесьНастенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств
выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для
живописи были стены с барельефами, которые можно было расписывать.
Краски наносили на гладкие, предварительно оштукатуренные стены.
Размещение росписей внутри зданий, на стенах храмов и погребальных
часовен подчинялось строгим правилам, обусловленным как требованиями
обычая, так и несовершенной техникой. Например, ноги, руки и голову
полагалось изображать в профиль, а верхняя часть туловища рисовались в
анфас.
Живопись Древнего ЕгиптаКраски, используемые в живописи Древнего Египта, добывали из минералов:
известняка (белый) , сажи или древесного угля (черный) , железной руды
(красный, желтый) , медной руды (зеленый, синий) . Полученные краски
смешивались с вязкой жидкостью и разделялись на куски, чтобы в
дальнейшем смачивать их водой и наносить изображение. Готовое
изображение покрывали тонким слоем лака, чтобы сохранить изображение
надолго.