I'll be better
Просветленный
(46442)
16 лет назад
Кому не приходилось видеть, как пробивается травинка сквозь трещину в асфальте, как тоненькая былинка находит щель в стене и упорно стремится к солнцу? Не перестаешь удивляться живой неукротимой силе, взламывающей бетон и выводящей к свету хрупкий стебелек. Но таков закон природы. Биологи даже окрестили подобную растительность «трещинной флорой» . У нее своя оправданная и строго ограниченная рядом параметров экологическая ниша. Ведь еще на фронтоне древнегреческого храма бога Диониса было высечено: «Если забудете оставить место в городе для растений, они найдут его сами» .
У растений есть специальные приспособления, которые помогают им пробивать землю. Проросток кукурузы, например, пробивает землю плотно свёрнутыми, наподобие шила, листочками. Растения с массивной верхушкой (проростки фасоли) преодолевают сопротивление почвы согнутым вдвое концом стебля. У клещевины стебель закручивается петлёй, чтобы приподнять лежащий сверху ком земли.
Набухающие семена гороха учёные-анатомы используют даже для разъединения костей черепа человека, которые соединены зубчатым швом, а для этого нужна очень большая сила.
Проростки семян показывают давление до семи атмосфер.
Пустынные шампиньоны пробивают твёрдую асфальтоподобную корку пустынных такыров. Обыкновенные шампиньоны пробивают бетонные и асфальтовые покрытия дорог и тротуаров, бетонированные полы гаражей и складов. В 1968 году большая семья шампиньонов пробила асфальт в самом центре Москвы, у Большого театра. Гифы некоторых грибов способны пробуравливать тонкие пластинки из мрамора, известняка, золота. Проникновение это чисто механическое, обусловленное только огромным внутриклеточным давлением развивающейся гифы. В период роста у грибов сильно возрастает тургорное давление, ткани плодового тела становятся исключительно упругими. Это давление достигает семи атмосфер и равно давлению в шинах десятитонного самосвала.
Некоторые растения ухитряются укрепиться на гладком стекле или пластике. Они приспособились растворять химическими реагентами поверхность под собой и извлекать оттуда все необходимое.
Каждая группа растений ведет «подрывную» работу на своем участке. Стены зданий разрушают папоротники, травы, определенные виды кустарников. На тротуарах и гравийных дорожках приживаются мхи и травы, которым не страшны каблуки прохожих. Неасфальтированные дороги и трамвайные пути заселяют одуванчики, чертополох, самые разнообразные сорняки. Береза, золотарник, лжеакации и близкие им виды могут за 5–10 лет превратить в непроходимые заросли заброшенную фабрику или полустанок.
Тропическая будлея и канадский мелколепестник (оба растения уже давно занесены в Европу и здесь прижились) неспешно, но верно взламывают бетон и асфальт, дробят камни.
Как же жизнестойка природа, процветающая на развалинах могучих цивилизаций! Все могут осилить сорняки и леса – дайте только срок. Конечно, современный человек имеет возможность одержать окончательную победу над растительностью, но есть ли в этом смысл? Старинную мудрость сегодня можно перефразировать: «Если забудете оставить место на планете для растений, то потом вы их не найдете нигде» .