Известно, что самые ранние образцы ширм были привезены из Китая еще в VIII в. Возможно, что первые ширмы представляли собой экраны и ставились перед входом в помещение, ибо считалось, что злые духи могут двигаться только по прямой, и таким образом им преграждался путь. В Китае наиболее распространенными были экраны и ширмы-триптихи. В Японии самыми популярными стали двухстворчатые и шестистворчатые ширмы, хотя были и из восьми створок. Обычная высота ширм около 150—160 см, а длина до 360 см. Для ширм (бебу) употреблялась особо прочная бумага «гампи» ручного производства. Исполнялись росписи на отдельных листах на полу, затем мастер укреплял их на внутренней раме и закреплял еще раз на внешней из полированного дерева. Для золотого фона на бумагу наклеивали квадраты из фольги. Створки ширм очень плотно примыкали друг к другу, так что, когда ширма была полностью развернута, оставался лишь узкий зазор.

В сокровищнице Сёсоин хранятся китайские ширмы, украшенные стихотворными надписями, выполненными тушью на фоне узора с птицами и цветами. Створки ширм сделаны из шелка и обрамлены парчой, что было характерно и для самых ранних японских ширм. Образцов японских ширм с живописью ранее IX—Х вв. не сохранилось, но имеются многочисленные упоминания в поэтических антологиях о том, что некоторые стихи предназначались специально для ширм.
В русский язык слово "ширма" пришло из немецкого, в котором schirm - это щит, заставка, заслон. По-французски ее называют ecran, что обозначает некий импозантный объект, загораживающий другой, непрезентабельный. В английском наша героиня присутствует как skreen.
Этот изысканный предмет появился в VII в. в Китае. Там использовались ширмы самых разных размеров: от больших, размещаемых в залах, до миниатюрных настольных. Каждая створка китайской ширмы представляла собой деревянную или бамбуковую раму, затянутую с обеих сторон расписным или вышитым шелком, а позднее - бумагой или парчой. Расписывали их тушью, украшая пейзажными мотивами, каллиграфией, стихотворными надписями. Для создания ширм использовали и лаковую технику. В этом случае они являли собой лаковое панно, инкрустированное перламутром, цветными камнями или ракушками. Кстати, лаковая техника "насиджи" ("кожа груши") - крайне трудоемкий процесс. Заключается он в помещении кусочков золотой фольги в массив лака (вязкого покрытия из смолы сумаха) на различной глубине. На поверхности может создаваться до тридцати лаковых слоев. Так мастера добивались изысканной мерцающей фактуры. Перечисленные способы изготовления ширмы (на китайском языке она зовется фуи или пэнфен) стали традиционными и используются по сей день. В Европу ширмы попадают в XVIII в. , вместе с модой на все китайское, когда пресыщенный вкус европейца, в поисках изящества и грации, обратился к восточной экзотике. Владельцам современных интерьеров, выполненных в духе рококо, возможно, будет интересно узнать, что для создания более цельного и завершенного интерьера в этом стиле в XVIII в. специально приобретались китайские ширмы в их лаковом варианте или изготовленные из так называемой стеновой бумаги, которая была диковинкой.
В Японию ширмы перебрались в VIII в. и, в силу особенностей японской архитектуры, долго оставались там одним из главных украшений помещения. Стиль росписи несколько изменился в соответствии с традициями Страны восходящего солнца. Так появились своего рода собрания живописи и графики.

Фото и ссылки обязательны