Скорее всего у Я. Перельмана читал, что парусные суда какими-то зигзагами могут плавать в конечном итоге против ветра...
...Там приводилась и схема. Но я уже позабыл. Что вы можете сказать по этому поводу?
ДополненВроде стало ясным. Исхожу из схемы Краба. В серединной точке паруса действует сила ветра W (не указана), в направлении ветра. Она разлагается на две составляющие: Q и Т (не указана) - вдоль паруса, вниз-влево. Но эта сила Т исчезает бесследно, ибо ей действовать нечему. А Q, в свою очередь, разлагается на S и R... (Дальнейшее ясно из объяснений.) Спасибо всем! Михаил, особо ценю ваш сногсшибательный парадокс: со звуковой скоростью - против ветра!
Этот тип движения называется "галсами". Поставив паруса "под углом" (строго рассчитанным) "к ветру, а нос корабля под углом (строго рассчитанным) против ветра, можно получить боковое движение, при котором появляется "встречная к ветру" небольшая составляющая (корабль уходит как бы "вбок" от ветра, но с небольшим углом против ветра) . Заложив галс в одну сторону (например вправо - "правый галс"), и продвинувшись немного вперёд против ветра, затем, перекладывают рули и переустанавливают паруса, закладывая галс в другую сторону (напри. "левый галс) . Это применялось в древности при манёврах парусных судов в порту, и сейчас происходит на специальных соревнованиях яхтсменов. Но двигаться на больших трассах "галсами" невозможно, поскольку это происходит слишком медленно по отношению к трассе предполагаемого плавания, и связано с постоянной интенсивной работой команды парусника по "перекладке" рулей и парусов, и команда может быстро устать и «выдохнуться». . .Вот поэтому для плавания по длинным трассам галсами не пользуются, а ждут или ищут "попутного ветра" , что и было самым благожелательным приветствием у всех команд парусников всех стран мира.
вообще-то именно так и плавают. Ну не ждали же капитаны годами попутного ветра!
а как гоняются яхты и виндсерфингисты по размеченной буями трассе кругами?
тут есть интересный моментик, попутный ветер - не самый быстрый. При ветре поперек курса яхта может плыть быстрее, чем при попутном. Теоретически предел скорости - скорость звука, при этом ветер должен быть практически встречным!
Киль. Чтобы не сносило. Плюс лавировка.
"Лавировка — зигзагообразное изменение курса с целью поддержания курса против ветра или по ветру. Большинство парусных судов не может следовать курсу под углом меньше 45° к ветру. Для достижения цели, лежащей в этом секторе, следует выполнить серию зигзагообразных маневров по отношению к направлению ветра — поворотововерштаг или фордевинд. Как правило, используются повороты оверштаг, позволяющие сменить галс без потери высоты. Повороты фордевинд на лавировке используются только в случае, если оверштаг невозможен или затруднен"
Вики.
Галсы нарезают
Могут. Так называемыми галсами - зигзагом. И не только у Перельмана.

Составляющая силы, действующая в направлении ширины судна, двигает судно боком с небольшой скоростью. Составляюшая, действующая в направлении длины - быстро. В итоге судно движется вперед с небольшим боковым сносом. Чтобы его еще уменьшить, на яхтах делают глубокий плоский вертикальный киль, прпятствующий сносу и служащий рычагом против опрокидывания яхты. .