


Библейский миф о потопе - копия вавилонского?
Достаточно сравнить еврейское сказание о потопе с вавилонским, чтобы
убедиться, что оба сказания не являются независимыми и что либо одно из
них произошло от другого, либо оба имеют один общий источник. Черты
сходства в них слишком многочисленны и детальны, чтобы признать их
случайными. В обоих рассказах божественные силы решают истребить
человеческий род посредством великого потопа; в обоих это тайное решение
открывает человеку бог, который велит ему построить большое судно,
чтобы спастись в нем самому и спасти всякое "семя жизни". Едва ли можно
объяснить случайным совпадением, что, по вавилонской легенде, в версии,
приводимой Беросом, спасшийся от потопа герой был десятым царем
Вавилона, а Ной в еврейской легенде был потомком Адама в десятом колене.
В обоих случаях избранник бога, предупрежденный об опасности, строит
огромное судно, в несколько ярусов, осмаливает его древесной и горной
смолой, чтобы сделать его непроницаемым для воды, и берет с собой в
ковчег свою семью и животных всякого рода; в обоих - потоп вызван в
значительной мере ливнем и продолжается в течение многих дней; в обоих - от
потопа гибнет все человечество, за исключением героя и его семьи; в
обоих - герой выпускает ворона и голубя, чтобы узнать, не спала ли вода,
причем голубь через некоторое время возвращается в ковчег, не найдя
себе нигде места для отдыха, а ворон не возвращается; в обоих - ковчег
пристал наконец к горе; в обоих - герой приносит на вершине горы
благодарственную жертву за свое спасение; в обоих - боги вдыхают аромат
жертвы, гнев их смягчается.
Кроме того, как правильно заметил Циммерн, библейский рассказ по
самому существу своему предполагает страну, подверженную, подобно
Вавилонии, наводнениям, так что не подлежит сомнению, что легенда
родилась на вавилонской почве и оттуда была перенесена в Палестину. По мнению одних исследователей, евреи принесли с собою эту легенду в
Палестину во время переселения в эту страну из Вавилонии, т. е.
приблизительно за две тысячи лет до новой эры. По мнению других, они
заимствовали легенду уже после их переселения в Палестину от ее туземных
жителей - ханаанеев, которые в свою очередь могли познакомиться с
легендой через посредство вавилонской литературы во втором тысячелетии
до новой эры. Какой из этих двух взглядов следует признать правильным и
правилен ли хотя бы один из них - этот вопрос в настоящее время не может
быть разрешен.
Джеймс Джордж Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете.
На самом деле, там текста гораздо больше. Подобрал по абзацам специально для вас.
Есть еще некоторые мелкие сходства отдельно в версии Жреческого Кодекса и в версии Яхвиста.
Желающие прочитают книгу целиком и версию с Зиусудрой, и с Атрахасисом/Утнапиштимом, и всию Бероса.
Вавилонский миф существовал 2100 лет до н. э. Найден в нескольких версиях в библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии.
Шумерский еще древнее, но плохо сохранился.
Однако в Вавилонии указано даже место, где был потоп. Это город Шуруппак в низовьях Евфрата. И пристал корабль к горе Низир. В версии Бероса корабль пристал в Армении.
Версию о всемирности потопа даже не выдвигайте. Она ненаучна. Потоп был локальный и был там, где часты наводнения - на Евфрате.
В Вавилоне или Шумере.
Так, почему никто не смотрит на очень интересный вопрос? http://otvet.mail.ru/question/168635063
Прототип. Библейский уже его переработка. Как впрочем и немало других библейских мифов. Они основаны на сюжете почерпнутом в более ранних шумеро-аккадских мифах.
Полного копирования естественно нет, это уже во многом мифотворчество "по мотивам". Заимствования прошедшие немалый путь переработки в культуре древних евреев и стыковки с другими заимствованиями.
Но тем не менее сюжет, а местами и имена совпадает. различаются детали, описания и местами вкладываемый смысл. В библии явно добавлено пафоса и "глобальности". Изменены некоторые цели. Например в мифах шумеро-аккадских Энки сотворил людей из глины. что бы те вкалывали занимались благоустройством Земли. так как "богам" было недосуг или лень. а может и просто не поспевали.
В библии этот мотив уже почти отсутствует, но людей библейский "бог" все так же лепит из глины ( или праха земного )
Само собой убраны другие "божества"(включая и супругу верховного) , что имелись в религии древних евреев и во многом повторяли шумеро-аккадский пантеон итп. Однако местами проскакивают косвенные намеки и на них. Итд.
В общем это не копия, а вариант переосмысления, собственные мифы по мотивам. Но это и понятно. До широкого распространения писменности, да и некоторое время после него. мифология ( и соответственно религии) развивалась за счет устного пересказа. при котором рассказчик вкладывает немало от себя. от своего понимания и толкования. а так же и желания выразить ту или иную мысль. Не было фиксированного эталона. То есть "мифы жили " некой своей жизнью. Обрастали деталями . а какие то элементы утрачивали. .
Одна из особенностей еврейских мифов и вообще их культуры это своеобразный пафос, склонность к гиперболам, так семь дней. что длился потоп в мифе прототипе. превратились в год ( не помню сейчас точное число дней потопа по библии, лень искать) . Так возникло "столетнее строительство ковчега". Но это по сути "антураж".
Совпадает суть. потоп, спасшаяся на корабле семья с поголовьем животных. Но что важнее. едва ни дословно совпадает конец и в частности напутствие "бога" даваемое выжившим.
Не только о потопе.
Ты задаешь такие трудные вопросы. Прям голова кругом идет)
Наоборот, вавилонский миф это пересказ библейского сообщения о потопе!
Или один источник-рассказы Сима, Хама и Иафета, переданные своим потомкам.
Несомненно, рассказы о Потопе в той или иной форме сохранились в памяти тех, кто рассеялся по земле. Доказательством тому служат мифы, которые, хотя и в искаженной форме и с акцентом на многобожие, перекликаются с библейским повествованием. Так, в легендах сообщается о богах, которые убивают змей. Кроме того, в религиях многих древних народов присутствует поклонение богу-благодетелю, который умирает насильственной смертью на земле, а затем возвращается к жизни. Можно предположить, что этим богом был какой-то обожествленный человек, которого ошибочно считали обещанным потомком. (Ср. Бт 3:15.) Мифы полны историй о любовных похождениях богов, вступавших в связь с земными женщинами, и о подвигах их гибридных потомков. (Ср. Бт 6:1, 2, 4; Иуды 6.) Почти у всех народов сохранились легенды о всемирном потопе и о строительстве башни.
ммм.. . сам скопиастил?